НА СВЕТ ПОЯВИЛСЯ — С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

НА СВЕТ ПОЯВИЛСЯ — С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.

Планируемые результаты: знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; находить аналоги в терминологии родства народов своего края; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.

Оборудование: куклы-помощники или традиционные свадебные куклы (из описания урока 35 «Муж и жена — одна душа»), запись классической фортепианной, клавесинной музыки, запись пения птиц, фотоаппарат.

Ход урока

Учитель: «Ребята, давайте рассмотрим репродукцию картины Ф. Славянского. Скажите, какой момент из жизни семьи изобразил художник. Как вам кажется, в каком краю происходит действие? Когда происходит событие: в наше время или давно? Похож ли этот дом на старинный дом нашего края? Как внешне выглядят старинные дома нашего края? Как они устроены внутри? Где в них находится почётное место? На картинах художники тоже изображают почётные места, обычно там находится главный герой. Как вам кажется, есть ли главный персонаж в этой картине? Кто это? Как это можно понять? Какое настроение старался передать нам художник? Попробуем догадаться, кто кем приходится друг другу на этой картине. По названию картины ясно, что изображённые люди — родственники, члены одной семьи. В каком родстве они друг с другом находятся?» Затем можно приступить к выполнению задания 1 на с. 14 рабочей тетради. После того как родственные связи установлены, учитель говорит: «Предлагаю вам старинную игру. В неё раньше часто играли в семьях. Семьи были большие, и игроков всегда хватало. Наш класс — почти семья. Игроков много. Мы разыграем живую картину». Учитель распределяет роли. В сценке куклы-помощники изображают младенцев. Учитель с помощью детей выстраивает картину семейной жизни, изображённую художником. Разыгрывается предполагаемый диалог или разговор. В качестве фона можно включить классическую музыку или пение птиц. Задача звукового сопровождения — создать атмосферу уюта, размеренности жизни семьи.

После того как картина разыграна и исполнители вернулись на свои места, учитель продолжает обсуждение: «На картине мы видим шесть человек. Сколько из них взрослых? Сколько детей? Скажите, обычная семья состоит только из мамы, папы, детей, бабушки (если пожилую женщину дети определили как бабушку)? Какие ещё бывают родственники? Давайте разберёмся в родственных отношениях в игре. Главное в нашей жизни — люди и общение с ними. Понять отношения между людьми, конечно, легче всего в общении и в школе общения — игре. Для начала нам нужно выбрать первых исполнителей: мальчика и девочку. (Учитель предлагает в качестве главных персонажей кукол-помощников или приготовленных к занятию «Муж и жена — одна душа» кукол в свадебных нарядах. Куклам помогают дети.) Человек в семье, как колос в поле, живёт среди многих родных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого назвать, зависит от степени родства. Далее выбирают родителей для обоих персонажей. Различаются ли для мальчика и девочки названия родителей их мамы и папы? Как родители называют рождённых ими мальчика, девочку?» Каждое из названных степеней родства обыгрывается в назывании друг друга. Игра строится по принципу кумулятивной сказки: каждый новый персонаж подключается к цепочке перекликающихся игроков. Учитель выстраивает игру на основе текста учебника и закрепляет понимание детьми степеней родства вопросами из рубрики «Подумаем».

После того как все родственные связи установлены, учитель делает семейную фотографию. Она в увеличенном виде будет вывешена затем на стенде с указанием степеней родства. Учитель предлагает детям выполнить задание 2 на с. 14 рабочей тетради и затем организует ещё одну игровую ситуацию: «Представьте, что нашу большую семью пригласили к президенту как пример большой дружной семьи и для награждения медалью. Присутствующим в зале объясняют, что примером для других семей можно стать, если бережно и внимательно относиться к семейным связям. Ведущий церемонии может произнести вывод учебника. Кто хочет выступить с речью-разъяснением?» Выбранный ученик зачитывает вывод учебника. Учитель: «И мы тоже стали теперь друг другу ближе! Давайте постараемся сохранить тёплые, родственные связи и после уроков и сегодня, и завтра, и послезавтра, и всегда! Урок окончен».

Региональный компонент: познакомьте детей с терминологией родства и свойства в языках народов своего края. Проявите внимание к детям-сиротам в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: обсудите с ребёнком степени внутрисемейного родства, рассматривая фотографии в семейном альбоме. Закрепите ориентацию ребёнка в системе родства в ходе выполнения задания 3 на с. 14—15 рабочей тетради. Приступите в результате обсуждения к составлению своего фамильного древа. Во время этой совместной работы напоминайте ребёнку, кто кем кому приходится в вашей семье.






Для любых предложений по сайту: [email protected]