Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ - Раздел «Дом как мир»
Задачи урока: дать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире; познакомить со строением глаза, уха, носовой и ротовой полости, с кожей как органом осязания, с гигиеной органов чувств; продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
Основные термины: глазное яблоко, зрачок, сетчатка, наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние, вкусовые сосочки, осязание.
Оборудование: магнитофон и кассета с записью песни «Как прекрасен этот мир», настенные таблицы.
Ход урока
В начале урока проверяется знание материала предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя», заданию 4 рабочей тетради и проблемным вопросам.
Визитной карточкой темы данного урока может быть мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Формулируя учебную задачу, учитель говорит: «Обычно эту мелодию мы слушали, когда речь шла о красоте мира, его гармонии. На этом уроке мы узнаем, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем этот мир, каково строение этих органов чувств, как эти органы работают и как их надо беречь».
На подготовительном этапе по вопросам рубрики «Вспомним» повторяется изученный в 1—2 классах материал об органах чувств. Затем выполняется задание 1 рабочей тетради.
Начать изучение строения глаза можно с проблемного вопроса: «Тело большинства зверей покрыто волосяным покровом (шерстью). Человек имеет на теле редкий волосяной покров, но сохранил густые брови и ресницы. Почему? Какую роль они выполняют?» Для справок. Человек в процессе эволюции потерял густой шёрстный покров, которым обладают другие приматы, заменив его в более холодном климате, чем в Африке, одеждой. Брови и ресницы сохранились для защиты глаз от воды и пыли.
После выслушивания предположений учащихся учитель сообщает детям правильный ответ и добавляет, что есть даже поговорка «Беречь как зеницу ока», т. е. зрачок глаза, так как 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.
Материал о строении глаза сложен для понимания третьеклассников, поэтому учитель должен объяснить его сам с помощью либо настенной таблицы, либо отсканированной иллюстрации учебника (с. 57).
Изучение материала о строении уха также можно начать с проблемной ситуации: «Как вы думаете, почему человек потерял способность шевелить ушами, которую имеют многие млекопитающие?»
После выслушивания предположений детей учитель сообщает им правильный ответ и добавляет, что неодобрение невнимательности люди выражают поговоркой «Прохлопал ушами», т. е. сравнивают человека с плохо понимающим существом, которое ещё может шевелить ушами.
Материал о строении уха учитель также сообщает сам с помощью наглядного материала. К материалу учебника можно добавить, что внутреннее ухо имеет очень сложное строение, помогающее передавать звуки на слуховой нерв. Стремечко, улитка, наковальня — так учёные назвали части внутреннего уха.
Материал о носе и языке можно дать на самостоятельное изучение с последующим пересказом, во время которого ученик показывает на таблицах строение носовой полости и языка, выступая в роли помощника учителя.
Кожа — многофункциональный орган, и это должны хорошо усвоить учащиеся. Поэтому объяснение стоит начать с проблемного вопроса: «Хорошо это или плохо, если человек не чувствует боли, когда поранится или обожжётся?»
После предположений учащихся учитель сообщает детям, что кожа защищает организм от внешних воздействий, от проникновения внутрь микробов. И если воздействие превышает возможности организма, то боль сигнализирует об этом. Если же у человека плохо работают кожные окончания нервов (рецепторы) и он не чувствует боли, то он не отдёрнет руку или ногу и может погибнуть.
Остальной материал о кожных рецепторах, в том числе и материал о слепых людях (на «Страничках Умного Совёнка»), дети изучают самостоятельно (можно провести игру «Я — учитель»).
Изучение материала по гигиене органов чувств можно провести в виде беседы с опорой на те же знания, которые имеются у учащихся, затем дать детям задание прочитать материал про себя, найти и зачитать то, что является для них новым. Особое внимание надо обратить на осанку во время чтения, на расстояние до телеэкрана, на пользование плеером как на факторы, ухудшающие здоровье детей.
В учебнике отдельно не выделен материал о гигиене кожи, но об этом нужно упомянуть, задав детям проблемный вопрос: «У древних инков был обычай носить в праздники на носилках прекрасного юношу, с ног до головы покрытого золотой краской. К концу дня юноша обычно умирал. Как вы думаете, почему? Для справок. Человек не только дышит лёгкими, удаляя через них вредные вещества. Эти вещества удаляются и через поры кожи. Если закрыть чем-либо поры, то наступает отравление организма. Поэтому и погибали юноши-инки, поры которых закрывались золотой краской. Чтобы очищать поры, человек должен соблюдать правила гигиены, смывая с кожи грязь, пот и отслоившийся верхний слой кожи (эпидермис).
Закрепляется материал при выполнении заданий 3, 4 рабочей тетради.
Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и при чтении вывода.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: выучить теоретический материал на с. 56—59, ответить на вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем» и выполнить задание 5 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье: обсудить с детьми вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем», помочь выполнить задание 5 рабочей тетради.