Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
ШКОЛА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ - Раздел «Дом как мир»
Задачи урока: познакомить с цифрами нормальной и повышенной температуры тела человека, с правилами пользования ртутным и электронным термометрами и их устройством; научить в ходе практической работы измерять температуру своего тела; познакомить детей с правилами первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожениях, солнечных ударах, с телефонами экстренной помощи.
Планируемые результаты: учащиеся должны запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.
Основные термины: температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба.
Оборудование: магнитофон и кассета с записью песни Э. Колмановского и Л. Ошанина «Люди в белых халатах», ртутный и электронный термометры, пузырьки с 3%-ной настойкой йода и бриллиантовым зелёным, варежка, бактерицидный пластырь.
Ход урока
В начале урока проверяется усвоение материала предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя». Выслушиваются мнения учащихся по заданиям рубрик «Обсудим», «Подумаем» (с. 59 учебника) и выполняется задание 5 рабочей тетради.
Визитной карточкой темы данного урока может быть мелодия песни «Люди в белых халатах».
Формулируя учебную задачу, учитель подчёркивает, что здоровьем детей занимается школьный врач и участковый детский врач (педиатр), но и сам человек должен уметь определить, здоров он или нет, и постараться оказать себе первую помощь. Таким образом, задачей данного урока является знакомство с термометром для тела и первой помощью при лёгких ушибах, порезах, обморожениях и тепловых ударах.
На самом уроке дети узнают устройство ртутного термометра, нормальные показатели температуры тела человека, методику обращения с термометром: как сбивать столбик ртути, в чём опасность ртутных термометров, почему именно они применяются. Для большей наглядности лучше применить отсканированное изображение термометра на экране мультимедийной проекции.
Если у учителя или в школьном медицинском кабинете есть электронный термометр, учитель демонстрирует измерение температуры у себя и двух-трёх учеников.
Занятие можно провести в виде игры «Я — учитель»: дети читают теоретический материал учебника и задают вопросы по этому материалу учителю. Отвечая на их вопросы, учитель несколько расширяет объём информации. Говоря об ушибах, можно сказать, что на ушибленном месте рвутся мелкие сосуды (капилляры), кровь изливается в мышцы и под кожу, в результате чего возникает синяк. Прикладывание холодного способствует сжатию сосудов и прекращению кровотечения, в результате уменьшается боль и синяк. Отвечая на вопрос о ранках, учитель демонстрирует пузырьки с йодом и бриллиантовым зелёным, говорит, что эти вещества нельзя прикладывать непосредственно к ранке и тем более держать ватку с этими жидкостями на ранке, так как возникает химический ожог. На бактерицидном пластыре концентрация зелёнки намного меньше, поэтому его можно держать на ранке. Отвечая на вопрос об обморожениях, надо с детьми попрыгать, потопать, помахать руками (физкультминутка) и показать растирание варежкой или рукой.
Закрепляется материал при выполнении задания 2 рабочей тетради.
Затем проводится запоминание номеров экстренной помощи (можно использовать тот же приём опроса вразбивку, что и при запоминании таблицы умножения).
В конце урока проводится инструктаж по практической домашней работе «Измерение температуры тела» (задание 1 рабочей тетради) и подводятся итоги урока.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: теоретический материал на с. 60—63 учебника, выполнить задания 1, 3 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье: помочь выполнить задания 1, 3 рабочей тетради.