ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с правилами здорового образа жизни, отражёнными в народных пословицах и традициях; углубить представления детей о том, что понятие здоровье включает в себя три составляющие: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное; сформировать понимание приоритета здоровья духовного и душевного, что помогает преодолевать болезни тела и физические недостатки; сформировать навыки уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам — людям с ограниченными возможностями.

Планируемые результаты: знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснить нравственный смысл этого триединства, необходимый для самовоспитания; проявлять уважительное, внимательное, милосердное отношение к инвалидам.

Оборудование: мультфильм «Трям — здравствуй!» или запись песни из этого мультфильма; кукла-помощник.

Предварительная работа: предложите родителям обсудить с ребёнком его режим дня, скорректировать его в сторону оздоровления образа жизни. Приготовить к просмотру мультфильм «Трям — здравствуй!» или к прослушиванию песню из этого мультфильма.

Ход урока

Учитель обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! С этих слов мы начинаем каждый наш урок. Каждый раз, встречаясь с людьми, мы говорим им: «Здравствуйте!» А что это значит — здравствовать?» После ответов детей учитель продолжает беседу: «Почему именно здоровья желаем мы окружающим? Отчего говорят: «Здоровью цены нет»?»

Учитель продолжает: «Давайте обратимся к тем знаниям, которые вы получили на предыдущих уроках. Вспомните, какие правила гигиены вы знаете. Каким образом мы дышим? Сколько мышц в теле человека и сколько из них мы используем при ходьбе? А что вы знаете о здоровом образе жизни? Из чего он складывается?» После ответов детей учитель достаёт куклу-помощника: «Ваших знаний вполне хватит для того, чтобы нам поиграть во врача. Вернее, во врачей. Наша кукла-помощник — ваш пациент. А вы — врачи. Он пришёл к вам на приём, жалуется, что часто болеет. Вам необходимо дать ему рекомендации о том, как вести здоровый образ жизни. Для этого прочитайте внимательно текст учебника на с. 68—69. Рассмотрите рисунки. А после этого у каждого из вас будет возможность в форме пословицы дать пациенту совет, как избежать хворей». Дети самостоятельно работают с текстом учебника, выполняя задание 1 на с. 46 рабочей тетради. После выполнения работы ученики вызываются отвечать. Отвечают пословицами. Учитель или кукла просит разъяснить текст пословиц. Кукла задаёт ситуационные вопросы. Учитель пользуется вопросами раздела «Проверим себя», начиная обращение словами «Посоветуйте, доктор...»: «Почему народный опыт советует жить по солнышку? Какую чистоту необходимо соблюдать для здоровья? Как следует одеваться, чтобы быть здоровым? Каковы правила здорового питания? Почему для здоровья необходимо движение? Каковы народные рецепты для заболевшего человека? Какие правила здорового образа жизни вы знаете в культуре нашего края?» После обсуждения учитель говорит детям: «Доктор сам должен быть примером здорового образа жизни. Вот и проверим себя! Какие из правил здорового образа жизни вы выполняете? Достаточно ли вы двигаетесь в школе и дома?»

Учитель: «Ребята, всё, о чём мы с вами сейчас говорили, касалось здоровья тела. Правильно ли считать, что человеку для здоровья достаточно иметь только здоровое тело? Что такое сила духа? Попробуем разобраться. Сейчас мы с вами попробуем прикоснуться к чужой беде. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что есть люди, которые никогда не видят окружающего мира. Как вы думаете, легко ли им ходить по квартире, по улице, переходить дорогу? А возможно ли играть слепому человеку в футбол? А теперь представьте, что у каждого из вас только одна рука. Попробуйте одной рукой раскрыть пенал, открыть учебник, застегнуть пуговицу. Может ли человек с такими ограниченными возможностями стрелять из лука? Послушайте о том, как люди с подобными и другими недостатками физического здоровья доказывают нам, физически полноценным людям, на что способна сила человеческого духа». Учитель читает текст на с. 70—71 учебника. Класс находит пояснения к параграфу на «Страничках Умного Совёнка». После прочтения и самостоятельной работы с учебником учитель спрашивает учеников: «Что такое сила духа? В каких делах вы можете оказать поддержку и уделить внимание людям с ограниченными возможностями? Какие условия для полноценной жизни созданы в вашем крае людям с ограниченными возможностями?»

Учитель: «Сегодня мы говорили о здоровье. Оказывается, здоровье бывает телесным, душевным и здоровьем духа. Объясните, как вы это понимаете. Что значит здоровье тела? здоровье души? (Настроение, мысли, желания, отношение к близким — во всём перечисленном проявляется душевное здоровье.) Что значит здоровый дух?» (Главное устремление человека, то, что прежде всего руководит им в жизни, подвигает его на хорошие поступки.)

Учитель зачитывает вывод учебника. В заключение урока можно посмотреть мультфильм «Трям — здравствуй!» или послушать песню.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями и правилами здорового образа жизни в культуре народов своего края, соотнесите эти традиции с природно-климатическими и национально-культурными особенностями региона. Организуйте экскурсию по вашему городу (селу) с целью выяснения того, какие условия для полноценной жизни созданы (или не созданы!) в нём людям с ограниченными возможностями здоровья. Окажите реальную посильную помощь таким людям в вашем ближайшем окружении, стараясь, чтобы эта поддержка, нося добровольный и духовный характер, стала систематичной.

Рекомендации для занятий в семье: напомните родителям, что к середине, а тем более к концу учебного года у детей накапливается психологическая усталость, проявляются признаки учебного стресса. Это является сигналом к тому, чтобы проверить режим дня ребёнка, проконтролировать, сколько времени он проводит на свежем воздухе, сколько часов отведено на сон, отрегулировать рацион, продумать сбалансированность интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок. Предложите родителям проверить наличие у ребёнка признаков утомления и стресса, несвойственные ему ранее: нарушения сна (бессонница или сонливость), колебания настроения, конфликтность, агрессивность или подавленность, слезливость, раздражительность, нарушения аппетита, изменения почерка, увеличение нехарактерных ошибок в учебных работах, снижение жизненного тонуса и т. д. В сотрудничестве со специалистами или самостоятельно выработайте пути преодоления этих проявлений.

Домашнее задание: вместе с ребёнком выполните задание 2 на с. 46 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]