ДОМ НЕВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ДОМ НЕВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с правилами управления домашним хозяйством, отражёнными в народных пословицах и традициях; углубить представления детей о внутреннем строе семьи, о её главе, о роли каждого члена семьи в повседневной жизни, о правилах семейного застолья; совершенствовать навыки трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения к друг к другу в классе по образу доброжелательных внутрисемейных отношений.

Планируемые результаты: знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; понимать нравственный смысл совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.

Оборудование: куклы-помощники, дом-коробка, цветные карандаши.

Предварительная работа: подготовить текст сказки С. Писахова «Архангельска богатейка».

Ход урока

Учитель обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома. Мы много говорили и о семейных традициях, и о законах внутреннего обустройства жилища наших предков. Вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете? Как устроен дом внутри для удобства проживания в нём людей разного возраста? Что можно назвать центром дома? И ещё подумаем, кто в вашей семье считается главой и каковы обязанности каждого в семье. Каковы правила поведения за столом в вашем доме?» После ответов детей учитель обращается к классу: «Сейчас мы с помощниками разыграем для вас маленький шуточный спектакль. В нём хозяин нанимает на работу помощницу по хозяйству. Вы смотрите, слушайте и подмечайте, сколько дел нужно переделать в хозяйстве». Учитель разыгрывает с помощью кукол-помощников перед картонным домом сказку С. Писахова. Спрашивает детей: «Посчитали, сколько дел придётся переделать работнице? Точно не сказать, но очень много. Сказка шуточная, в ней высмеивается жадность хозяина. Но в хозяйстве дел и вправду много. Разобраться с ними помогало знание нашими предками такой науки, как домоводство. Что это за наука, как вы думаете?» После ответов детей учитель предлагает прочитать разъяснения на «Страничках Умного Совёнка». Ученик читает текст. Учитель спрашивает, какая из пословиц больше всего понравилась детям.

Учитель: «На «Страничках Умного Совёнка» прозвучало название книги «Домострой». О ней подробнее мы узнаем из учебника, а заодно и о ведении домашнего хозяйства». Учитель читает текст учебника. Затем рассказывает о правилах ведения домашнего хозяйства в культуре народов своего края. После прочтения расспрашивает детей по вопросам и предлагает ответы записывать в рабочую тетрадь задания 1 на с. 48: «Как назывался глава семьи в старину? Каковы были его обязанности в семье? Кого в семье называли большухой? В чём состояли её обязанности и ответственность? Как строился труд и отдых в домашнем хозяйстве? Каковы были правила застолья в старинной семье?»

Учитель продолжает: «Ребята, много уроков мы провели в стенах старинного дома, в семейном кругу праздников и будней, то есть мы были в прошлом. Сейчас выполним задания 2 и 3 рабочей тетради на с. 48. Каковы ваши повседневные дела в доме и какое участие вы принимаете в подготовке домашних праздников? А теперь перенесёмся в будущее, в то время, когда вам самим придёт пора строить свои семьи. А чтобы нам поверили, что мы перенеслись на много лет вперёд, захватим с собой картинку из будущего с изображением вашей будущей семьи, дома и домашнего хозяйства. Сейчас для перемещения во времени откроем рабочие тетради. Закроем на несколько секунд глаза, чтобы перемещение произошло, и начнём зарисовывать то, что видим в будущем».

Класс рисует по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство». Учитель проводит с детьми свободную беседу по вопросам: «Похоже ли управление делами в старинной семье на порядок ведения дел в современной семье? Что общее? В чём различие? Каковы правила управления домашним хозяйством в культуре народов нашего края? Почему правильное управление хозяйством в доме помогает понять, как надо управлять хозяйством в стране?»

Учитель завершает занятие выводом учебника. Дети получают задание завершить рисунок дома.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями и правилами домоводства и повседневной домашней трапезы в культуре народов своего края, соотнесите эти традиции с природно-климатическими и национально-культурными особенностями региона.

Рекомендации для занятий в семье: по рисункам детей может быть проведено собеседование с родителями по поводу того, как у детей формируются представления о распределении ролей в семье, приоритетов; как проходит половая самоидентификация, какие в целом — положительные или отрицательные — представления и ожидания связаны у детей с темой семьи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]