СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с понятием семейный бюджет; дать представление о том, из чего складываются семейные доходы и расходы; познакомить учащихся с историей денег, показать разнообразие денежных единиц разных стран мира; углубить представления детей о потребностях семьи, на которые расходуется семейный бюджет: физическое развитие человека и развитие его внутреннего мира.

Планируемые результаты: понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать некоторые факты из истории денег в человеческом обществе, типы денежных единиц Российской Федерации разного достоинства.

Оборудование: выставка-коллекция денежных знаков разных времён и стран.

Предварительная работа: провести экскурсию в краеведческий музей, прочитать с детьми произведение Н. Лескова «Неразменный рубль»; подготовить с помощью родителей выставку-коллекцию монет и бумажных денег разных времён и стран.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ «Неразменный рубль». Хотелось бы вам владеть таким рублём? Что бы вы на него купили? А что купили бы ваши родные, как вам кажется? Как вы думаете, может ли такая волшебная монетка принести счастье? Как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром? Давайте разбираться».

Учитель предлагает детям выбрать шестерых учеников, тех, кто будет исполнять роли в учебной игре «В дом»: мамы, папы, дедушки, бабушки, дочери и сына (дочь и сын могут быть заменены куклами-помощниками). Исполнители выходят к доске, располагаются за столом учителя. Учитель спрашивает: «Для начала давайте разберёмся, что вам известно о распоряжении деньгами в семье? Из чего складывается хозяйство любой семьи? На что ваши семьи расходуют деньги? Какие деньги разных стран вы знаете?»

После обсуждения учитель говорит: «В нашей игре мы будем использовать не настоящие деньги — рубли и копейки, а игрушечные». Учитель может использовать любые заменители денег. Учитель представляет классу членов семьи и рассказывает о них так, как описано в учебнике. Просит детей решить, кто из членов семьи получает больше денег, кто меньше. Достаёт большой кошелёк (может быть сделан детьми предварительно в технике оригами). Объясняет на основе текста учебника схожесть семейного бюджета с кошельком. Рассказывает, что в давние времена в качестве денег использовались самые разные предметы (по учебнику).

Учитель продолжает: «Представляете, ребята, в те времена деньги не поместились бы ни в один кошелёк». Рассказывает историю возникновения монет и бумажных денег.

Далее учитель переходит к понятию доход семьи. Распределяет между членами семьи их части семейного дохода, которые те складывают в кошелёк — семейный бюджет. Объясняет на основе текста учебника, какие бывают доходы. Спрашивает у детей: «Из чего складывается доход семьи?»

Учитель продолжает: «Раз деньги заработаны, значит, они могут быть потрачены. По вашему опыту, на что семья расходует деньги? (Дети отвечают.) А теперь рассмотрите рисунки в учебнике и с их помощью дополните свои размышления о семейных расходах». После обсуждения учитель говорит: «Какие из расходов следует считать самыми необходимыми? Какие расходы семейного бюджета, на ваш взгляд, важны для физического развития человека, а какие — для развития его внутреннего мира?» Предлагает детям — членам семьи — распределить, какую часть из общего бюджета они выделят на обязательные нужды, а какую готовы потратить на отдых, поездки, развлечения. После выполнения задания дети возвращаются на свои места.

Учитель: «Конечно, деньги занимают важное место в нашей жизни. И для того чтобы они трудились в помощь человеку, необходимо их правильно распределять. Вы обязательно этому научитесь. Сегодня у нас была первая попытка управления семейным бюджетом. Интересно вам было? Что вам кажется более привлекательным: самостоятельно с умом распределять деньги на разные нужды или владеть неразменным рублём? Что вам кажется более надёжным?»

После обсуждения учитель говорит: «Кроме того что деньги необходимы людям для жизни, они ещё стали и произведениями искусства. На монетах и бумажных деньгах можно найти целые рассказы об истории, географии, искусстве той страны, где эти деньги сделаны. Сейчас мы в этом убедимся». Учитель знакомит детей с коллекцией денежных знаков, собранной при помощи родителей. Показывает детям детали оформления денег, объясняет их значение. Рассказывает о денежных единицах нашего государства. Дети читают дополнение об истории отечественных денег на «Страничках Умного Совёнка».

Учитель просит детей попробовать самостоятельно сделать вывод из урока. После того как желающие высказались, ученики или учитель читают вывод из учебника.

Учитель: «Наш урок закончен. Надеюсь, что он поможет вам в будущем стать обладателями настоящего неразменного рубля — умения вести домашнее хозяйство с умом!»

Региональный компонент: познакомьте детей с древними традициями использования в качестве денежных единиц предметов окружающего мира, отражённых в культуре народов своего края, соотнесите эти традиции с природно-климатическими и национально-культурными особенностями региона.

Рекомендации для занятий в семье: обсуждайте с детьми доступные им вопросы семейного распоряжения бюджетом. Советуйтесь с ребёнком в вопросах распределения денег на повседневные домашние расходы в семье. Давайте ребёнку возможность делать выбор между покупками, чтобы одна из денежных трат исключала другую. Поручайте ребёнку самостоятельно делать покупки (расплачиваться) в магазине для общих семейных нужд.






Для любых предложений по сайту: [email protected]