МУДРОСТЬ СТАРОСТИ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МУДРОСТЬ СТАРОСТИ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с образом достойной старости, представленным в народных сказках, пословицах, произведениях живописи; сформировать представление об уважении к старым людям, о почитании памяти об ушедших родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

Планируемые результаты: знать две-три пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края.

Оборудование: платок, шаль для исполнителя роли старушки.

Предварительная работа: если возможно, подготовьте стенд с фотографиями пожилых людей, репродукциями старинных фресок, картин. Можно попросить детей принести фотографии из дома и подготовить рассказ о людях, изображённых на них.

Ход урока

Учитель обращается к классу: «Здравствуйте, ребята! На днях мне довелось увидеть одну сцену. Кажется, она очень подходит к теме сегодняшнего урока. Думаю не рассказать её, а разыграть вместе с вами. Представьте, что наш класс — это автобус. Все мы в нём едем. Мне нужны три помощника». Трое детей выходят к учителю. Учитель уходит с ними за дверь класса и объясняет роли. Сидящие на местах едут, раскачиваясь от движения транспорта, смотрят в окно, читают, спят, разговаривают. Учитель объявляет остановку. Автобус останавливается. Двери автобуса открываются, в двери входит старушка (переодетая ученица). Автобус трогается. Все продолжают заниматься своими делами. Новый пассажир раскачивается, еле держится на ногах. Учитель объясняет: «На остановке вошла старушка. Свободных мест не было. Ребята, как бы вы поступили в такой ситуации?» После обсуждения или сразу старушку усаживают. Учитель: «Но на этом не заканчивается наш мини-спектакль». Объявляет следующую остановку. В раскрытые двери входят остальные исполнители. Автобус трогается. Учитель говорит: «В автобус вошли несколько ребят. Они начали шуметь, толкаться, ругаться, громко разговаривать. Это всем мешало. Но все молчали. Ехать было очень неприятно. И тут старушка сделала замечание». Старушка обращается к возмутителям спокойствия: «Ребята, что же вы так шумите? Ведь ехать-то невозможно! Перестаньте!» Учитель: «Остановим действие. Это в наших силах. По вашему опыту скажите, что могло произойти дальше». Ребята высказываются. Учитель: «На самом деле произошло вот что: ребята, которым сделали замечание, начали смеяться ещё громче, сказали старушке грубость. А молодой человек на переднем сиденье добавил: «Надоели уже со своими замечаниями. Сидели бы дома, никто бы вам не мешал. А то сами жить мешаете». Моё замечание в защиту старушки немного охладило молодых людей. Старушка отвернулась к окну и дальше ехала тихо и грустно. А пассажиры продолжали заниматься своими делами». Слова учителя проигрываются классом: старушка смотрит в окно, остальные занимаются своими делами, автобус едет.

Учитель: «Ребята, теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что была права старушка. А теперь те, кто на стороне молодых людей». Учитель не обсуждает выбор детей, если есть разногласия. Уточняет: «Ребята, не хочу спорить. Надеюсь, что к концу урока те из вас, кто будет внимателен к тому, о чём мы говорим, откроют своё сердце добру, прислушаются к мудрости».

Учитель: «Мне хочется, чтобы оставшуюся часть урока мы провели с вами сосредоточенно, серьёзно и собранно. Мне кажется, что сегодня вы имели возможность и высказаться, и поиграть. Дальше дадим слово учебнику. Перед этим вспомним, о каких ступенях жизни человека мы узнали в 1 классе. С каким временем года мы сравнивали старость? Какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Как положено относиться к старикам по обычаям народов нашего края?» Учитель предлагает выполнить первую часть задания 1 на с. 54 рабочей тетради, а вторую часть завершить дома.

Затем учитель предлагает по ролям прочитать часть главы учебника «Мудрый учится у мудрого». После завершения чтения спрашивает у детей: «По каким результатам следует оценивать итоги человеческой жизни? Как молодым следует относиться к словам мудрых, старых людей? Как пословицы разных народов оценивают ложь и правду? Как пословицы учат относиться к людям? Как пословицы советуют переносить испытания в жизни?» Просит назвать пословицы, которые заинтересовали детей больше всего. Предлагает выполнить задание 2 на с. 55 рабочей тетради.

Учитель: «Ребята, на с. 81 учебника приведена репродукция картины В. М. Нестерова «Старый да малый». Вглядитесь в неё. Какое настроение передаёт эта картина? Какие звуки вы слышите? Посмотрите, на картине — лето. Видна зелёная листва, малыш кажется легко одетым. А старый человек одет тепло. Почему? Что держит в руках дедушка? Чем может заниматься малыш в возке, наполненном свежескошенной травой? Как вы думаете, кто сделал малышу этот возок, заботливо подстелил ароматной шёлковой травы? Какие чувства вызывают у вас герои картины? Почему? Какая из услышанных пословиц вам кажется подходящей к мыслям или словам старика? Может быть, он рассказывает внуку о травах, которые держит в руках? Какие имена вам хотелось бы дать персонажам картины? Кого из знакомых или родных напоминает вам этот пожилой крестьянин? Давайте сравним с лицами ваших родных на фотографиях. Почему художник изобразил на картине старца и младенца? Предположите, какие чувства связывают их друг с другом».

Учитель: «Ребята, сейчас мы, не закончив урока, вопреки правилам, прочитаем вывод главы. Мне хочется, чтобы урок наш сегодня закончился минутой тишины, чтобы вы подумали о том, что услышите. Надеюсь, вы поймёте почему».

Ученик зачитывает вывод. После этого учитель читает часть главы: «Продолжение жизни — в потомках». Старается после прочтения сохранить в классе тишину. При необходимости говорит с детьми об их чувствах, мыслях, впечатлениях от урока. Предлагает дома прочитать вместе с родными текст «Продолжение жизни — в потомках», завершить задание 1 и выполнить задание 3 на с. 54—55 рабочей тетради.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями, сказками и пословицами, отражающими мудрость старого человека, с проявлением почтительного отношения к ушедшим предкам в культуре народов своего края. Приведите в пример земляков — семью, состоящую из нескольких поколений, где в согласии и любви живут люди разных поколений. Проявите в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края, заботу и внимание к одиноким старым людям.

Рекомендации для занятий в семье: вспоминайте вместе с ребёнком пожилых родственников, друзей семьи, соседей. В дни памяти умерших родных, друзей обращайтесь к их фотографиям, вещам. Поддерживайте интерес ребёнка к рассказам людей старшего поколения. Прочитайте вместе с ребёнком текст «Продолжение жизни — в потомках».

Домашнее задание: совместно завершите задание 1 и обсудите для выполнения задание 3 на с. 54—55 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]