ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы, с Афинским Акрополем как объектом Всемирного культурного наследия; раскрыть историко-культурное значение страны; инициировать интерес к миру природы и культуры Греции, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: фонограммы греческого танца сиртаки и звуков прибоя, карта мира, изображение греческой триеры, репродукции древнегреческих фресок и фотографии скульптур, цветная бумага, карандаши или краски, книга с текстами древнегреческих мифов.

Предварительная работа: подобрать фонограммы, зрительный ряд, тексты древнегреческих мифов для пересказа детям.

Ход урока

Занятие предлагается провести в форме интегрированного урока по окружающему миру и изодеятельности. Искусство Древней Греции требует углублённого ознакомления, а для детей наиболее полное проникновение в материал происходит прежде всего через собственную активную деятельность.

Учитель после приветствия включает музыкальную запись «Сиртаки» и обращается к детям: «Продолжаем наше путешествие в поисках Всемирного наследия. Давайте вспомним, с какой страной мы познакомились на прошлом уроке. Какой знаменитый объект Всемирного наследия находится в этой стране?» Учитель просит детей показать расположение Египта на карте, найти город Александрию. Включает запись прибоя и продолжает: «Александрия — портовый город. Множество судов из разных стран стоят у его причалов. Ребята, назовите и покажите море, волны которого омывают побережье, на котором стоит Александрия. (Ученики выполняют задание.) Именно по Средиземному морю мы сейчас и поплывём к берегам другой древней страны, полной чудес. Вот как раз и купцы оттуда готовят своё судно к отплытию. Попросимся к ним на корабль. (Учитель показывает детям изображение древнегреческой триеры с одной из фресок. Включает фоном запись танца сиртаки.) Море спокойно, и наше путешествие началось. По дороге к неизведанным берегам приготовимся к встрече: скажите, о чём вам говорят имена Гелиос, Гера, Зевс, Каллисто, Орион, Кассиопея, Нарцисс? (Дети отвечают или делают предположения.) Уже видны берега, и пора открыть название страны, в которую мы приплыли в поисках сокровищ. Когда-то один из героев этой страны тоже совершил путешествие за золотым руном. Его приключения были записаны современниками. Много в них вымысла, но много и правды. Наше задание — узнать всю правду о новой стране — Греции. Давайте прежде всего выясним, где расположена Греция. Как называется её столица?» Ученики при помощи учителя определяют местоположение Греции на карте. Находят Афины. Учитель даёт детям возможность рассказать то, что им известно о Греции.

Учитель: «Сегодня вы отправитесь в самостоятельное путешествие. Читая учебник, постарайтесь найти ответ на такой вопрос: почему наш умный Совёнок считает, что в древних Афинах он пользовался бы особым уважением? Я буду ждать вашего возвращения, и вы сможете рассказать всё, что узнали». Дети самостоятельно читают учебник. Учитель беседует с детьми по прочитанному материалу. Задаёт вопросы: «Почему жизнь древних греков вызывает такой большой интерес у наших современников? Какие достопримечательности можно увидеть в Афинах? Какая достопримечательность Афин внесена в Список Всемирного наследия?»

Учитель: «Ребята, рассмотрите фотографии афинских достопримечательностей. Скажите, какие древние постройки напоминают вам здания из современной жизни. (Дети называют похожие постройки. Если дети затрудняются, учитель называет знакомые им строения, имеющие в своём облике черты древнегреческой архитектуры.) И в каждой из сторон нашей жизни можно найти черты древнегреческой культуры. Скульптура, литература, архитектура, живопись современности корнями уходят во времена древних греков. Да и наша азбука была изобретена на основе греческого алфавита. Поэтому, конечно, нам необходимо подробнее познакомиться с творениями мастеров древней Эллады». Учитель показывает детям репродукции фресок, изображение скульптур. Кратко пересказывает содержание мифов греческого Пантеона, отображённых в произведениях искусства. Далее предлагает детям сделать собственные работы на тему древнегреческого искусства. Лучше, если работы будут выполняться на цветной бумаге, так они получают более законченный вид и приносят больше удовлетворения детям. Можно выбрать для работы характерные для древних росписей цвета: терракоту, чёрный, белый. Дети работают под музыкальное сопровождение, или учитель читает вслух один из древнегреческих мифов.

Перед прощанием с детьми учитель зачитывает текст вывода и предлагает дополнить его теми замечаниями, которые кажутся детям наиболее важными по отношению к Греции.

Региональный компонент: если кто-то из детей вашего класса вместе с родителями побывал в Греции, предложите им рассказать о своих впечатлениях от поездки, сопроводив рассказ презентацией фотографий и сувениров. Продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памятников истории и культуры, природных достопримечательностей своего края; продолжайте оформлять список природного и культурного наследия своего края.

Рекомендации для занятий в семье: посмотрите с ребёнком мультфильмы по мотивам древнегреческих мифов, прочитайте книгу С. Лурье «Письмо греческого мальчика», собрание древнегреческих мифов, книгу М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция»; посетите музей, где представлены предметы древнегреческого искусства, или просмотрите альбомы по искусству Древней Греции.






Для любых предложений по сайту: [email protected]