ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с местоположением и культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного наследия; раскрыть историко-культурное значение Китая; инициировать интерес к культурному наследию Китая, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: фотографии, рисунки, репродукции с китайской тематикой, запись традиционной музыки Китая, белая бумага формата А4 и чёрные фломастеры для каждого ученика, свеча-таблетка или укороченная хозяйственная, карта мира, флажок для обозначения Пекина на карте, текст сказки «О Великой Китайской стене и верной Мын Цзян-нюй».

Предварительная работа: подобрать изобразительный ряд, музыкальное сопровождение, родителям прочитать детям народные сказки Китая или сказку Г.-Х. Андерсена «Соловей императора».

Ход урока

К уроку учитель развешивает в классе фотографии, репродукции, ярко демонстрирующие особенности китайского народного костюма, архитектуры, живописи и графики. Здоровается с детьми. Сажает на стол кукол-помощников. Обращается к классу: «Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, в которой упоминается одно из сокровищ мировой культуры. Послушайте!

В одной стране правил могущественный император. Он приказал построить огромную стену, чтобы она защищала его страну от нападений соседей. Он торопил с постройкой чиновников, а чиновники подгоняли несчастных каменщиков бамбуковыми палками. Всё новых и новых крестьян угоняли из семей на постройку стены. Но стройка не была завершена. Стена достояла до наших дней. Только в одном месте обрушилась. Хотите узнать, почему стена обрушилась и почему её не достроили?

Однажды в крестьянском огороде той страны выросла удивительная тыква. Когда её разрезали, то из неё выглянула маленькая девочка и улыбнулась. Она выросла и стала красивой и доброй девушкой. Однажды утром девушка пошла к озеру, чтобы выполоскать бельё. Возле озера она встретила юношу, бежавшего от жестокости начальников на постройке стены. Они полюбили друг друга. Сыграли весёлую свадьбу. Но их счастье было недолгим. Стражники отыскали беглеца, связали ему руки и погнали назад. Он только и успел, что попрощаться с женой. Молодая женщина осталась дома в слезах.

Она ждала мужа каждый день, но он не возвращался. Однажды ночью ей приснился сон, из которого она поняла, что её муж погиб.

Молодая женщина решилась отправиться к стене, чтобы совершить обряд погребения. День и ночь она шла. Дойдя до великой стройки, узнала, что мужа её замуровали в стену. Тогда она попросила отвести её к месту гибели любимого, поднялась на стену и заплакала. Горячие слёзы раскалывали камни. Так, камень за камнем, разрушалась стена. И глазам несчастной женщины открылось тело мужа. Она погребла его и, надев траурные одежды, медленно пошла обратно.

Император узнал о женщине, разрушившей слезами стену, и приказал схватить её. Чиновники начали готовиться к новой казни. Но император, увидев красоту пленницы, приказал готовить всё к свадебному пиру.

Женщина дала согласие, но попросила выполнить прежде три условия: построить гробницу погибшему мужу, воздвигнуть в его честь храм и в день свадьбы устроить у его гробницы всесожжение. Император был согласен на всё. Когда развели огромный костёр, к нему поднесли бумажные деньги, чтобы сжечь их, как велит обычай. Ближе к огню поднесли носилки с невестой императора. Тогда она раздвинула занавески и бросилась в огонь. Так жена сохранила верность мужу.

С тех пор прошло много веков. Крепко стоит Великая Китайская стена. Так же крепка память в народе о женщине Мын Цзян-нюй. И когда хотят рассказать о преданном и твёрдом человеке, говорят, что сердце у него верное, как у Мын Цзян-нюй.

Вот и закончилась сказка. Вы, конечно, поняли, о какой стране в ней шла речь и о каком памятнике говорилось». Дети отвечают, высказывают своё отношение к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов.

Учитель: «Раз наш урок начался с китайской сказки, значит, в эту страну нам и предстоит отправиться. Как и всегда в наших последних путешествиях, перед дорогой подведём итог знаниям прошлых уроков. В каком городе мы побывали на прошлом уроке? Почему этот город и его крепостные стены включены в список объектов Всемирного наследия?»

Учитель включает запись традиционной музыки Китая. Помогает детям определить местоположение страны на карте мира. Отмечает положение Пекина — столицы Китая флажком на карте.

Учитель: «Ребята, что вы знаете о древнем китайском календаре? (Дети отвечают.) Празднование китайского Нового года связано со многими забавными и красивыми традициями. Как и многие другие праздничные дни, Новый год в Китае не возможен без бумажных фонариков. Сейчас мы с вами тоже сделаем фонарики. Так мы отметим встречу с Китаем и его культурой в стенах класса. Это будут волшебные фонарики. Их стенки оживают под светом. Ведь китайские мастера всегда славились умением делать изящные вещи. Главу учебника вы прочитаете дома самостоятельно. Только разбирайтесь как следует, потому что в конце наших путешествий по миру будет игра-викторина, в которой пригодятся все ваши знания о Всемирном наследии и других странах».

Учитель обращает внимание детей на репродукции и фотографии, вывешенные в классе. Подчёркивает особенности национального китайского костюма, жилища, композиции. Дети выполняют рисунки на белой бумаге формата А4 чёрными фломастерами. В качестве сюжета можно выбрать любую из композиций, представленных в классе, или рисунок по сказке, изучаемой на уроке, и сказкам, прочитанным предварительно дома. Бумагу с готовыми рисунками учитель сворачивает в цилиндр рисунком внутрь и скрепляет степлером или скрепками по краям. Рисунки, надетые на горящую свечу-таблетку, проявляются и от трепета пламени приходят в движение. Работа идёт под звучание национальных мелодий. Можно включить и композицию «Китайский танец» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», чтобы подчеркнуть, как мотивы других культур преломляются в творчестве отечественных мастеров. Во время выполнения задания учитель в форме беседы рассказывает о важнейших открытиях китайских мастеров и учёных: изобретении пороха, бумаги, бумажных денег, фарфора; умении выращивать червей-шелкопрядов. (Рассказать, что первые куколки этих червей были вывезены из Китая в женской причёске, так как китайцы строго хранили их от вывоза за границу.) Рассказывает о Конфуции, приводит примеры его высказываний, вместе с детьми сравнивает мысли этого философа с мировоззрениями мудрецов других культур, известных детям из предыдущих уроков.

Региональный компонент: если кто-то из детей вашего класса вместе с родителями побывал в Китае, предложите им рассказать о своих впечатлениях от поездки, сопроводив рассказ презентацией фотографий и сувениров. Продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памятников истории и культуры, природных достопримечательностей своего края; продолжайте оформлять список природного и культурного наследия своего края.

Рекомендации для занятий в семье: поддержите в ребёнке интерес к самостоятельной проработке материала урока дома, который углубит знания о Китае с помощью книг, видеосюжетов, посещения музеев, чтения материалов в сети Интернет. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Шелковичный червь».






Для любых предложений по сайту: [email protected]