ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества; на основе обобщения знаний о многих достойных людях — художниках, писателях, учёных, исторических деятелях, с которыми дети познакомились начиная с 1 класса, в результате сравнения пословиц разных народов России и мира и текстов священных книг сформировать понятие о Всемирных духовных сокровищах — невидимых глазу ценностях, которые воплотились в объектах Всемирного культурного наследия, в подвигах и свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков; инициировать интерес к положительным примерам из жизни людей в прошлом и настоящем, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации, в результате личных встреч.

Планируемые результаты: знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору); уметь воспроизвести пословицу, изречение из священных текстов, в которых дана формула общезначимого нравственного идеала (по выбору); уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов пословиц и изречений.

Оборудование: глобус, волшебный клубочек.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях мы побывали в дальних краях, много узнали чудесного и удивительного. А сегодня мы постараемся мысленно охватить взглядом весь земной шар и найти главное сокровище, с проявлениями которого мы встречались во всех наших путешествиях. (Учитель раскручивает глобус.) Как вы думаете, что мы будем искать? (Дети высказывают предположения.) Разберёмся с помощью рассуждения.

Способность к рассуждению — одно из важнейших качеств на пути к познанию. Хочу вас предупредить, что то, что мы ищем сейчас, нам необходимо обнаружить прежде всего в себе». Опрос проводится в форме игры: ответивший на вопрос ребёнок перебрасывает волшебный клубочек другому ученику, называя имя того, кому бросает. Правила игры: чётко называть имена, бросать не с силой, соблюдать дисциплину при ответах товарищей. Перебрасывание клубочка можно заменить пожатием руки того ученика, кому передаётся право ответа. Для перехода игры с ряда на ряд учитель в ходе опроса начинает новые цепочки пожатием руки.

Учитель задаёт вопросы из раздела «Вспомним» на с. 120 учебника.

Учитель продолжает: «Вы сейчас говорили много хороших слов, называли прекрасные качества человеческого характера. Каким одним словом можно назвать всё названное, как вы думаете?» После ответов детей учитель говорит: «Ответ — в названии нашего сегодняшнего урока. Прочитайте название главы и скажите, какое сокровище Всемирного наследия мы сегодня ищем». (Человечность.)

Учитель: «Как вы понимаете, что значит человечность? (Дети объясняют своё понимание.) Сейчас мы познакомимся с несколькими людьми, каждого из которых можно назвать настоящим человеком. О каждом вы сделаете запись в своём путевом дневнике. И у нас получится список главных духовных сокровищ мира». Дети открывают рабочие тетради. Далее учитель коротко и ёмко рассказывает о каждом из представленных в учебнике выдающихся людей. После каждого рассказа дети с помощью учителя называют и записывают те человеческие качества, которые кажутся определяющими для каждого из персонажей. Часть главы об Александре Невском читает ученик по вызову учителя. После прочтения учитель спрашивает: «Почему имя Александра Невского было выбрано как великое имя России? (Предлагает детям просмотреть составленный список характеристик.) Ребята, в каждом нашем путешествии мы узнавали мудрые истины, открывшиеся Конфуцию в Китае, египетским мыслителям, запечатлённые в заповедях на скрижалях. Вы знаете пословицы разных стран, также хранящие народную мудрость. К чему они призывают, как они перекликаются с составленным нами списком?» После ответов детей учитель конкретизирует обсуждаемую тему вопросами: «Что мы назвали духовными сокровищами? Зачем людям нужны нравственные правила?»

Учитель продолжает: «Сегодня мы чудесным образом совершили кругосветное путешествие. Нам открылись сокровищницы человеческого духа. Давайте подведём итог.

Мы много размышляли сегодня, старались самостоятельно разобраться. Послушаем, о чём расскажет нам учебник». Учитель читает текст главы учебника и вывод.

Учитель: «Наш разговор сегодня касался выдающихся людей. А вы дома подумайте, в ком из наших земляков вы видите лучшие человеческие качества. Узнайте об этом из краеведческой и другой дополнительной литературы. Попробуйте составить свой список Всемирных духовных сокровищ».

Цикл занятий по Всемирному культурному наследию заканчивается игрой-викториной. Класс разбивается на две половины. Учитель готовит карточки с вопросами из уроков этого цикла, включая вопросы по географическому положению, определению принадлежности музыкальных отрывков к конкретной культуре. По возможности в карточки вносятся фотографии объектов Всемирного наследия. Карточки распределяются между командами. Команды обмениваются вопросами по карточкам. Завершается игра праздничным угощением и сообщением оценок, полученных учениками за курс «Окружающий мир» в 3 классе. В качестве общего приза может быть показан фильм по истории мировой культуры, географии или мультфильм (например, из серии «Гора самоцветов» или «Колыбельные мира»).

Региональный компонент: познакомьте детей с наиболее значимыми фрагментами биографии своих земляков, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, сопроводив рассказ презентацией фотографий; по возможности организуйте личную встречу с таким человеком. В результате этого знакомства, согласования впечатлений от встречи с достойным земляком и обсуждения списков Всемирных духовных сокровищ оформите список Всемирных духовных сокровищ, общезначимых для всех одноклассников.

Рекомендации для занятий в семье: расширяйте знания детей о мировых достопримечательностях и выдающихся людях с помощью книг, видеофильмов, материалов сети Интернет. Во время летних каникул старайтесь узнать как можно больше о тех местах, где будет проходить отдых. Выберите ту форму познания, которая больше всего подходит: собрать гербарий, сделать фоторепортаж, подобрать библиографию, материалы по краеведению, определить, что делает то или иное место неповторимым и ценным для мира и Всемирного наследия в целом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]