Игра «Свадебка» в рамках интегрированного курса «Введение в народоведение» - Приложение

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

Игра «Свадебка» в рамках интегрированного курса «Введение в народоведение» - Приложение

Цель курса «Введение в народоведение» — освоение детьми этических и эстетических ценностей народа, что обеспечивает их физическое, психоэмоциональное и социально-нравственное здоровье. Сопоставление культур разных народов России и мира позволяет выявить ценности, общие для людей разных национальностей, тем самым создавая возможность межкультурной коммуникации в условиях этнокультурного многообразия России.

В целом курс предусматривает формирование духовно-нравственной составляющей здорового образа жизни на основе культурных традиций народов России и мира.

На протяжении многовековой истории человечества все народы Земли вырабатывали целостные культурные комплексы, которые помогали каждому новому поколению обретать ценностные ориентиры для построения своих отношений в мире людей и природы. Это три издавна возникших комплекса: традиционный народный календарь, культура семейного лада и народная философия истории. С помощью учебников «Родная земля» младшие школьники во 2 классе знакомятся с обрядами и обычаями праздников годового круга. В 3 классе осваивают обряды и обычаи семейной жизни. В 4 классе перед учащимися раскрываются духовно-нравственные ценности, на основе которых веками складывался национальный характер, определивший исторический путь России.

В прогимназии № 1842 «Пересвет» Центрального округа Москвы Е. В. Козлова уже несколько лет ведёт интегрированный курс «Введение в народоведение» (автор М. Ю. Новицкая) в рамках учебного времени за счёт часов школьного компонента. Как педагог дополнительного образования она продолжает в игровой форме заниматься с детьми освоением традиционной народной культуры и во внеучебное время. Совершенно естественно в 3 классе очень многие занятия приобрели форму «игры в дом» и «игры в свадьбу». Талантливый педагог осознанно вышла на игровые технологии освоения ценностей семейной жизни, потому что именно детские игры веками в культуре всех народов мира стихийно выполняли эту роль.

Третьеклассники с удовольствием мастерили кукол для игры. Их требовалось немало: жених и невеста, родители жениха и невесты, многочисленные родственники, друзья и подруги. Спектакль рождался прямо на уроках по мере изучения конкретных тем по культуре семейного лада. В классе ставили сцены сватовства, выкупа невесты.

Самое главное — в ходе игры дети осваивают важнейшие законы, на которых строится семейная жизнь: любовь, взаимопомощь, забота друг о друге, терпение, милосердие, трудолюбие.

Игра «Свадебка» стала любимой игрой детей. Она приобретает каждый раз особые вариативные формы в зависимости от времени года. Ведь в старину свадьбы играли в определённые периоды: осенью, после уборки урожая; зимой, после зимних Святок; вслед за Пасхальной неделей, на Красную горку. Поэтому в спектакль входят сезонные игры, хороводные песни разных календарных циклов, органично вошла сказка «Мудрый отец».

Для выступления на фестивале выбрали сценический вариант игры, потому что он короче и предполагает привлечение зрителей к участию в действии. Особенный успех у зрителей имеют эпизоды, где девушки «покупают» у мудрого отца заморские фрукты за тот мусор, который они собрали в своём доме. Две девушки, которые постарались и принесли из дома по целому мешку мусора, получили фрукты. А вот третья, у которой мусор поместился всего лишь в узелочке из носового платка, стала невестой славного молодца. Именно на эту девушку как на желанную невесту пал выбор и отца, и сына.

С большим удовольствием играют в «Свадебку» дети-артисты. С радостью сопереживают им дети-зрители. И те и другие через весёлую игру усваивают ценности семейной жизни, актуальные для современных людей: «Добрая жена дом сбережёт», «Муж хорош, коль на дело гож», «Муж и жена — одна душа».






Для любых предложений по сайту: [email protected]