ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ - Нравственные основы жизни

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ - Нравственные основы жизни

Задачи уроков

1. Провести диагностику результатов обучения в 6 классе.

2. Подвести итоги учебной работы за год.

3. Наметить перспективы обучения в 7 классе.

Оборудование уроков

Выставка лучших работ учащихся, мультимедиапроектор, компьютер, словарь антонимов, карточки с заданиями.

Варианты организации учебной деятельности

Урок-собеседование; урок-конференция; урок работы с текстом.

Урок-собеседование. Такой урок может быть проведён как фронтальная работа учителя с учащимися или подготовка к собеседованию учеников по группам и последующий опрос этих групп.

Вопросы для собеседования должны быть заранее сообщены учащимся. За основу целесообразно взять вопросы рубрик «Вопросы для итогового повторения», «Проверим себя», «В классе и дома» и любого параграфа учебника, а также воспользоваться вопросами, данными в пособии «Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы» (М.: Просвещение, 2010).

Желательно подготовить карточки с вопросами итогового повторения или компьютерную презентацию. На уроке учащиеся выбирают карточку с вопросом и отвечают на него, для подготовки ответа даётся 2—3 мин. Возможна демонстрация вопросов на слайдах: это могут быть вопросы в виде текста, картинки, фрагмента фильма. При групповой форме собеседования на каждый вопрос отвечает один ученик из группы, а другие могут дополнять, уточнять, расширять ответ ученика.

Урок-конференция. Сообщения к конференции должны быть подготовлены заранее. Задача учителя — распределить их таким образом, чтобы они освещали все изученные темы в курсе 6 класса. Ниже предлагаем примерные темы таких сообщений:

1. «Кого мы можем считать личностью, достойной уважения».

2. «Деятельность, которая полезна людям».

3. «Потребности и способности».

4. «Общество как многообразие социальных групп».

5. «Когда общение приносит нам радость».

6. «Добродетели и добрые дела».

Конференция может быть организована как своеобразный устный журнал. Каждое выступление — особая страница такого журнала. Помимо выступления с сообщением, в каждую страничку может быть включён визуальный материал (компьютерные презентации учащихся, фотографии, рисунки или плакаты и пр.).

В конце урока педагог подводит итоги, обязательно отмечает лучшие работы учащихся. Желательно, чтобы и шестиклассники сами оценили свою работу.

Урок работы с текстом. Комплексная работа с текстом может быть организована на двух уроках.

На первом уроке проводится работа с текстом, на втором — проверка результатов, оценка и подведение итогов. Ученикам на карточке (слайде на экране) предъявляется нижеприведённый текст:

В чём благо человека

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

— А когда бывает человек похож на скотину?

— Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно...

— А когда он похож на дикого зверя?

— Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 гг. н. э.) — древнегреческий философ)

После того как ученики познакомятся с данным текстом, им сообщаются вопросы и задания:

1. Как, по мысли автора, человек может спастись от зла?

Ответ:

Нужно оберегать свою честь, воздержание и разумение — 1 балл.

2. Что уподобляет человека домашней скотине?

Ответ:

Если он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно (варианты: если он живёт только ради животных потребностей; если он ограничивается удовлетворением своих животных потребностей) — 1 балл.

3. Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота?

Ответ:

Разумом — 1 балл.

4. Каким общим понятием автор объединяет такие качества, как упрямство, гнев и злоба?

Ответ:

Насильничество — 1 балл.

5. Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов.

Ответ:

1) Зло — добро.

2) Безрассудность — разумность.

3) Небрежность — аккуратность.

4) Упрямство — уступчивость.

5) Печаль — радость.

6) Страх — смелость.

7) Зависть — отсутствие зависти.

8) Корысть — бескорыстие.

9) Алчность — щедрость.

10) Недружелюбие — дружелюбие.

11) Изнеженность — мужественность.

12) Необузданность — сдержанность.

За любые шесть верных пар — 2 балла плюс по 1 баллу за каждую следующую пару. Максимально — 18 баллов.

6. Что даёт человеку счастье?

Ответ:

Порядок во внутренней духовной жизни — 2 балла.

7. Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: «Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?»

Нина ответила так: «Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает».

Никита ответил так: «Прожить жизнь по-человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего человеческого счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро».

Ответьте на вопросы:

1) В чём ответы ребят совпадают?

2) Чем они различаются?

3) Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.

Ответ:

Более точный ответ у Никиты, он не только написал, чем различается понимание счастья у разных людей, но и связал понятие счастья с отсутствием зла, с добром в душе и в делах — 3 балла (1 балл за ответ и 2 балла за аргументацию).

Максимальное количество баллов за работу — 27.

Оценить результаты работы с текстом и подсчитать свои баллы, после того как учитель предъявит (на доске или на экране) верные ответы, могут сами учащиеся.

Завершить урок можно работой с текстом учебника «Подведём итоги», после чего предложить учащимся кратко сформулировать, чем им запомнился этот учебный год, что для них было самым важным на уроках обществознания, чего они ждут от уроков в следующем учебном году.






Для любых предложений по сайту: [email protected]