ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Тренировочные задания к каждой учебной теме составлены по образцу единого государственного экзамена по обществознанию и включают три части, определяемые типом заданий:

1) задания первого типа (уровень А) — с выбором ответа: а) задания, содержащие предметный вопрос и предлагающие четыре ответа на него, один из которых правильный. Проверяемый уровень знаний — базовый; б) задания, предлагающие для анализа два суждения по определенной проблеме курса и требующие определить их истинность. Проверяемый уровень знаний — повышенный;

2) задания второго типа (уровень В) — с кратким ответом. Среди них четыре разновидности: а) задания, требующие восполнить пробел в схеме (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенной фразе (повышенный уровень проверки знаний); в) задания на установление соответствия позиций, предложенных в двух столбцах (повышенный уровень); г) задания повышенного уровня на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка;

3) задания третьего типа (уровень С) — со свободным развернутым ответом. Среди них — следующие разновидности: а) задания на перечисление, признаков, характеристик какого-либо явления или объекта одного класса (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере (повышенный уровень); в) задания-задачи, включающие в себя условие в виде конкретной ситуации социальной жизни, определенного социального факта, и вопросы, основанные на их содержании (повышенный уровень); г) составные задания на анализ и интерпретацию предложенного текста по вопросам-заданиям, которые в совокупности и образуют составное задание. Вопросы-задания включают как умения находить информацию непосредственно в тексте, так и умения применять знания обществоведческого курса, устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, формулировать оценочные суждения и собственную аргументацию (высокий уровень сложности); д) альтернативные задания на выбор одного из предложенных проблемных (часто парадоксальных) суждений и высказываний известных мыслителей по определенной области знаний, входящей в обществоведческий курс, и рассуждения по выдвинутой проблеме в виде сочинения-эссе с опорой на знания обществоведческого курса, факты социальной жизни, личный опыт с аргументацией обоснования своей позиции (высокий уровень сложности).


Часть 1 (А)


Часть 1 (А) включает задания с выбором одного из 4 вариантов ответов, только один из которых является правильным. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в трех случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Задания с выбором ответа включают две разновидности: задания базового уровня на выбор одного правильного из 4 предложенных ответов, задания повышенного уровня, предлагающие для анализа два суждения.


Примеры заданий базового уровня

1. Какая из перечисленных наук изучает общество?

Ответ: 4.

Ход рассуждения: в данном ответе важно увидеть различия между общественными науками, в которых объектом изучения действительно является общество; предметом для философии является человек; для психологии — индивид, индивидуальность; для истории — исторические события и факты; для социологии — общество как целостная система.

Таким образом, при выборе правильного ответа следует последовательно рассмотреть каждый из вариантов и выбрать ответ с опорой на такие понятия, как «объект науки», «предмет науки».

2. В систему права как институт входит

1) уголовное право

2) конституционное право

3) избирательное право

4) публичное право

Ответ: 3.

Ход рассуждения: все предложенные варианты ответов — это элементы «системы права». Отрасль права регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, а институт права — какую-то отдельную сторону этих общественных отношений. Следовательно, правильный ответ — третий.

Выполнить правильно это задание можно только при понимании отличий в понятиях «отрасль права» и «институт права».

1) философия

2) психология

3) история

4) социология


Примеры заданий повышенного уровня

1. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи духовной и материальной культуры?

А. Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 4.

Ход рассуждения: необходимо вспомнить определение понятий «материальная» и «духовная» культура. Они и составляют содержание культуры. Следовательно, существовать независимо друг от друга они не могут (суждение Б). В то же время духовная культура отнюдь не всегда обеспечивает материальное производство, например искусство, перед которым стоят свои задачи (суждение А). Таким образом, при сравнении двух суждений вы должны опираться на точное знание обществоведческих понятий и конкретные примеры.


Часть 2 (В)


Часть 2 (В) состоит из заданий с кратким ответом. Ответы к ним вы должны сформулировать самостоятельно в виде слова, словосочетания, цифры или набора цифр. Это открытые вопросы базового и повышенного уровня сложности. Характер заданий определяется проверяемыми в них умениями.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.


Примеры заданий базового уровня

1. Закончите фразу: «Газеты, журналы, радио и телевидение в их совокупности называются ______________».

Ответ: средствами массовой информации.

2. Вставьте пропущенные слова: «Средства массовой информации активно участвуют в осуществлении власти, формируя _________________ в пользу тех или иных политических сил».

Ответ: общественное мнение.

При ответе на такие задания вам необходимо точно знать определения основных обществоведческих понятий. Эти понятия предложены в данной рабочей тетради в каждой содержательной линии. Задания такого типа могут быть представлены в виде схем с пропусками.


Примеры заданий повышенного уровня

1. Из предложенного списка выберите признаки государства

1) аппарат управления

2) территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства

3) суверенность

4) монархическая власть

5) наличие органов принуждения

6) выборность власти

7) наличие населения, на которое распространяется власть государства

Ответ запишите в порядке возрастания цифр. Ответ: 1, 2, 3, 5, 7.

Ход рассуждения: последовательно рассмотрите каждый вариант ответа. Здесь монархическая власть и выборная власть — формы правления. Все остальные признаки определяют сущность государства любого типа и формы правления.

Следовательно, при ответе на такие задания вы должны уметь разбираться в сущности явлений или объектов, знать их характеристики. Подобные вопросы требуют точности знания основных обществоведческих понятий.

2. Установите соответствие между формами культуры, указанными в первом столбце, и их характерными признаками, приведенными во втором.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А. Доминирующая

Б. Элитарная

В. Народная

ПРИЗНАКИ

1. Адресована узкому кругу ценителей

2. Культура большинства населения

3. Адресована народу

Ответ:

А

Б

В

2

1

3


Задания на установление соответствия требуют следующей последовательности выполнения: рассматривая одну за другой позиции левого столбца, подбирайте позиции правого на основании точного знания характеристик явлений или объектов, как в данном случае.


Часть 3 (С)


Часть 3 (С) — самая творческая. Включает задания с развернутым свободным ответом. В этой части вы можете больше всего заявить о себе уже потому, что здесь заложены:

1) базовый уровень проверки знаний (одно задание) — на знание понятий, перечисление признаков какого-либо объекта или явления одного класса и умение определить их;

2) повышенный уровень (два задания) — на выявление сущностных характеристик, т. е. требующие раскрытия какого-либо теоретического положения на конкретном примере или решения задания-задачи в виде анализа конкретной ситуации социальной жизни, определенного социального факта на основе вопросов к их содержанию;

3) составные (двухуровневые) задания к фрагменту какого-либо текста: а) задания базового уровня проверки знаний предполагают нахождение ответов в тексте без привлечения знаний курса; б) задания повышенного уровня предполагают соотношение (интерпретацию) полученной из текста информации с имеющимися обществоведческими знаниями, умение устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, аргументированно формулировать оценочные суждения;

4) высокий уровень проверки знаний включает альтернативное задание, так как предполагает выбор одного из шести проблемных высказываний-суждений и написание по нему сочинения-рассуждения, или эссе.


Примеры заданий базового уровня проверки знаний

1. Назовите любые два признака массовой культуры.

Ответ может включать: адресована всем, имеет преимущественно коммерческую направленность, отличается стандартизированностью содержания.

2. Какие компоненты входят в социальную структуру общества? Назовите их.

Ответ должен включать: социальные общности (группы), социальные институты, социальные отношения.

Таким образом, ответы на такие вопросы требуют точного знания характеристик объектов и явлений.


Примеры заданий повышенного уровня проверки знаний

1. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы описывается в следующем примере, и приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом финансовом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направлении большей части прибыли предприятия на рекламу продукции.

Ответ: индивидуальное частное предприятие.

Для ответа на задания-задачи подобного типа требуется знать основные организационно-правовые формы предприятий и их признаки для аргументации выбора ответа.

В данном случае аргументами являются: 1) индивидуальный собственник несет персональную ответственность за результаты деятельности предприятия; 2) обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

Таким образом, правильный ответ предполагает не только знание основных обществоведческих понятий, но и умение соотносить их с приведенными примерами.

2. По мнению К. Маркса, производительность труда зависит «не только от виртуальности работника, но также и от совершенства его орудий».

О каких факторах производства идет речь в данном высказывании? Приведите четыре аргумента в их пользу.

Ответ: труд, капитал.

Для ответа на этот вопрос требуется вспомнить понятия: «производство», «труд», «капитал», «производительность труда», «факторы производства», «средства производства».

Аргументы выстраиваются на знании этих понятий:

1) труд — это прежде всего человеческие ресурсы (наличие работника, его физические и умственные усилия) — необходимое условие любого производства; 2) капитал — это средства производства (материалы, сырье, оборудование и т. д.); 3) производство — это соединение или взаимодействие труда (рабочей силы) и средств производства. Последние могут способствовать повышению производительности труда или из-за несовершенства тормозить производство; 4) в свою очередь, наличие современных средств производства предполагает определенный уровень квалификации работника.

Таким образом, ответы на задания подобного типа требуют точного знания понятий и умения соотносить их с конкретным суждением или ситуацией последовательно: от раскрытия понятий к рассуждению.


Пример двухуровневого задания к фрагменту текста

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор ...государство не избавится от зол...»

Платон

1) Что Платон называет источником зол для государств?

2) Кто, по мнению философа, должен править государством?

3) Как называл Платон государство, в котором правят философы?

4) Согласны ли вы с точкой зрения Платона? Свой ответ аргументируйте.

Задания 1) и 2) — базового уровня проверки знаний.

При ответе на них достаточно ссылок на текст:

1) «...пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии...». 2) «Пока в государствах не будут царствовать философы...». Можно передать текст своими словами.

Задания 3) и 4) повышенного уровня проверки знаний.

Ответ на задание 3) требует точного знания взглядов Платона.

Ответ: идеальное государство или правление мудрецов.

Ответ на задание 4) предполагает самостоятельное рассуждение, в котором вы можете выразить и несогласие с авторской позицией.


Пример альтернативного задания

Альтернативное задание, требующее написать минисочинение (эссе) по одной из шести тем, предлагается в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из шести базовых наук — философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением.

При подготовке к сочинению рекомендуем исходить из определения эссе, данного в «Краткой литературной энциклопедии»: «Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».


Требования к сочинению

1. Осознанность выбора темы.

2. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

3. Знание исторических фактов и событий современности.

4. Владение теоретическим материалом (понятиями, терминами).

5. Знание различных точек зрения на проблему.

6. Аргументированность суждений и выводов.

7. Соответствие теоретических положений приводимому фактическому материалу.

8. Логичность и краткость представления главных положений работы в соответствии с ее целью.

Таким образом, именно в сочинении есть возможность продемонстрировать те основные требования к знаниям и умениям по обществознанию, о которых шла речь во всех предыдущих примерах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]