Источники права. Конституция в иерархии правовых актов - ПРАВО

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Источники права. Конституция в иерархии правовых актов - ПРАВО

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие формы (источника) права. Виды источников права. Нормативно-правовые акты и их классификация. Понятие правотворчества. Понятие конституции, ее признаки и виды.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Источник (форма) права — это специальный способ, внешняя форма воплощения и закрепления правовых норм; начало правовой нормы. Основными источниками правотворчества являются:

— правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве общеобязательного. Большинство ранних сборников законов на заре человеческой истории были основаны на правовых обычаях — законы Драконта в Древней Греции, Салическая Правда франков, Правда Ярослава мудрого в Древней Руси. В настоящее время правовые обычаи сохранились в традиционных правовых системах Азии и Африки и очень редко — в современном европейском и американском праве. Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе (пример: ст. 5 Гражданского кодекса РФ);

— юридический (судебный) прецедент — это судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. В настоящее время в основном практикуется в англосаксонской правовой системе;

— нормативно-правовой акт — это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственном органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это — официальный акт правотворчества, широко применяемый в романо-германской правовой системе. В РФ нормотворчество осуществляют Федеральное Собрание, Президент, Правительство и другие органы.

Дополнительными источниками права считаются: юридическая доктрина (предельно общие идеи и принципы правового регулирования, как, например, доктрина социального государства, доктрина правового государства и пр.); нормативно-правовой договор, международные договоры.

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой; принимаемый в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В РФ их три подвида: Конституция (Основной Закон), федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Подзаконные акты — обладающие меньшей, чем законы нормативно-правовые акты, полностью соответствующие законам. В РФ три основных вида подзаконных актов: общие (указы Президента, распоряжения и постановления Правительства, распространяемые на всю территорию страны); местные (региональных местных органов власти); ведомственные (директивы министерств и ведомств в рамках отрасли управления). Правотворчество — это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Правотворчество осуществляется тремя основными способами:

— государство придает юридическую силу правилам поведения, которые сложились в виде обычаев или выработаны негосударственными организациями;

— правовые нормы устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами (например, принятие любого закона Государственной Думой);

— непосредственное правотворчество народа в форме всенародного голосования (Конституция РФ, например, была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.)

Конституция (от лат. constitution — установление) — это основной Закон государства, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством (все другие правовые акты не должны ей противоречить).

Виды конституций:

— по форме государственного устройства — унитарные и федеративные;

— по характеру политического режима — демократические и реакционные;

— по предполагаемой продолжительности — постоянные и временные;

— по реальности осуществления конституционных положений на практике — формальные и фактические;

— по способу выражения — писаные и неписаные (Англия, Новая Зеландия);

— по источнику государственного суверенитета и конституции — октроированные (даруемые монархом) и народные (источником конституции провозглашается народ);

— по способу изменения и внесения поправок и дополнений — жесткие (усложненный порядок изменения, как в большинстве европейских стран и в РФ) и гибкие (принимаются как обычный правовой акт, т. е. большинством голосов, например, в Англии).






Для любых предложений по сайту: [email protected]