КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием “атмосфера”; формирования представления о круговороте воды в природе; содействовать развитию умений высказывать предположения, работать с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные: получат представление о круговороте воды в природе; познакомятся с понятием “атмосфера”; научатся объяснять причины круговорота воды в природе

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: видеть красоту природы и искусства

Образовательные ресурсы: цветные карандаши, химический стакан, лабораторный штатив, спиртовка, блюдце, спички, сосуды с водой

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемыеспособы

деятельности

обучающегося

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода.)

• Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

• По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода. (Тучи.)

• Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (Море.)

• Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем. (Роса.)

• Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадки.

Рассказывают, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой, в каком состоянии находится вода:

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнятьвысказанные мненияпо существуполученного задания

III. Сообщение темыурока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему уро-

ка. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

“Откуда берется вода?”:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше... пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки...

Все это и зовут в народе:

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

(Андрей Усачёв.)

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способадействия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания, комментированное чтение текста в учебнике.

- Как вы думаете, почему говорят, что вода - это главное вещество в природе, одно из ее чудес?

- Прочитайте описанный в учебнике опыт.

Демонстрирует опыт. Для опыта понадобятся лабораторный штатив с лапкой или кольцом для фиксации стакана, спиртовка, колба, блюдце, сосуды с водой. В штативе укрепляется химический стакан, на две трети заполненный водой, который нагревают в пламени спиртовки до температуры кипения воды.

Берет блюдце, кладет на него кусочки льда и закрывает им стакан с горячей водой. Предлагает обучающимсяпонаблюдать, как пар поднимается вверх, достигает дна блюдца и остывает. Сначала дно блюдца запотевает, капли, образовавшиеся при остывании пара, укрупняются, стекают к середине дна блюдца и падают вниз. Если нагревание продолжить, то эти же капли могут снова превратиться в пар, подняться вверх, осесть на дноблюдца в виде капель и вновь упасть вниз, в воду. Так происходит круговорот воды в стакане.

- Как же происходит круговорот воды в природе?

- Возьмем кастрюлю с водой и станем нагревать. Вода закипела. Приподнимем крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой. Что происходит с дном крышки?

- Что происходит с каплями?

- Что произошло с водой?

- У нас получился круговорот воды. Круговорот воды совершается и в природе. Что происходит с водой на полях, в лесах, болотах, речках и озерах?

- Что происходит с паром в небе?

- Как вода опять попадает на землю?

- Где выпадает вода, которая образовалась на небе в виде облака?

Не всегда дождь выпадает из туч в том месте, где она образовалась. Водяные пары, облака и тучи обычно путешествуют. По дороге ветер теряет больше половины туч, которые проливаются дождями над океанами, но заметная часть воды достанется и суше: где-то пройдет сильный или небольшой дождь, а где-то выпадет снег. Так круговорот воды “поит” земную сушу.

- В виде чего вода испаряется с поверхности Мирового океана?

- Куда девается соль?

- Вода, попадая на землю, встречает на пути растения. Что происходит с водой?

- Что происходит дальше с водой?

- Что происходит на Земле в результате круговорота воды?

- Когда начался круговорот воды в природе?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Читают три абзаца текста параграфа “Круговорот воды в природе” и отмечают:

1. Вода в твердом состоянии легче, чем в жидком. Обычно твердые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии.

2. Удивительны способности воды существовать в природе одновременно во всех трех состояниях: в жидком,твердом, газообразном.

3. Вода способна постоянно переходить из одного состояния в другое. Увидеть переход воды из жидкого состояния в газообразное мы можем на кухне.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

-Дно крышки запотело и покрылось капельками воды.

- Капли увеличиваются и отрываются, падая опять в кастрюлю.

- Вода из жидкого состояния превратилась в газообразное, а затем опять в жидкое.

- Вода в виде пара поднимается вверх.

- Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака и тучи.

- Из туч дождевые капли падают на землю.

- Морская вода испаряется в виде пресного пара.

- Соль остается в океане.

- Вода растворяет различные вещества, которыми полна земная суша. Если рядом корень растения, он втягивает ее в себя, пропуская затем по сосудам до листьев.

- Вода испарится с листьев, затем оказывается в воздухе и вновь каплями дождя выпадает на землю.

- Создаются реки, озера, различные водоемы, появляются новые ландшафты.

- Круговорот воды в природе начался с появлением планеты и идет постоянно

Планироватьрешение учебной задачи: выстраиватьалгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую длярешения учебной задачи,обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности,эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводитьубедительныедоказательства в диалоге, проявлятьактивность во взаимодействии.

Осуществлятьвзаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу по учебнику, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- По рисунку в учебнике (с. 79) расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

Организует работу в тетради (задание 40, с. 28).

- Назовите свойства воды, без которых невозможен круговорот воды в природе.

- Прочитайте “по цепочке” рассказ “Чудесные превращения водяных капель” и ответьте на предложенный вопрос

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Рассказывают о круговороте воды в природе:

1. Солнце нагревает нашу Землю. Под действием солнечных лучей вода все время испаряется с поверхности почвы, водоемов, листьев растений.

2. Водяной пар с потоками теплого воздуха поднимается вверх.

3. Высоко над землей всегда холоднее, чем у ее поверхности.

4. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки.

5. Из этих капелек и льдинок образуются облака.

6. Ветер несет облака по небу над землей. Постепенно капельки и льдинки становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода в виде дождя, града, снега выпадает обратно на землю.

7. Вода продолжает свое движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки - в моря и океаны. Вода вновь испаряется с поверхности водоемов, с поверхности почвы и “висит” над землей в газообразном состоянии до поры до времени. Так в природе совершается круговорот воды. Непрерывно день и ночь одновременно с испарением воды в атмосферу происходит ее возвращение на землю в виде осадков: дождя, снега, града.

Задание 40: рассматривают рисунок круговорота воды в природе. В тексте в скобках указывают цифры, которыми на рисунке обозначены: испарение воды с поверхности водоемов и суши (1, 2), образование облаков (3), выпадение осадков (4), просачивание воды в почву (5), отекание в водоем (6).

- Испарение - переход воды в газообразное состояние; переход воды из газообразного состояния в жидкое и твердое; текучесть воды

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характерасделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 76-80), рассказы из хрестоматии (с. 47-48)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебныезадачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Как происходит круговорот воды?

- Что бы произошло на Земле, если бы не было круговорота воды?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в пар, затем при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю.

- Не было бы озер, водоемов, не образовывались бы новые ландшафты.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлятьитоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебнымдействием,формироватьадекватнуюсамооценку






Для любых предложений по сайту: [email protected]