ЭКСКУРСИЯ «ПОЧВЫ РОДНОГО КРАЯ»

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЭКСКУРСИЯ «ПОЧВЫ РОДНОГО КРАЯ»

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о разнообразии почв; содействовать развитию умений определять образцы почвы; опытным путем изучить свойства почвы; формировать элементарные агротехнические умения, знания о животных, обитающих в почве, их роли в процессе почвообразования

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилами поведения на экскурсии;

научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные: видеть красоту природы и искусства

Образовательные ресурсы: образцы почв, описание образцов, колбы с водой, пипетки; блокноты, карандаши, измерительная лента, лопата

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Вводная беседа “Значение почвы”

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Перед экскурсией учитель проводит вводную беседу о значении почвы.

- Почва - уникальное природное образование, необходимое условие существования жизни на нашей планете. Зачастую на почву смотрят как на объект труда в сельскохозяйственном производстве, что безусловно справедливо. Однако, как ни велико значение почвы в качестве основы производства продукции сельского хозяйства, но это лишь часть той незаменимой экологической роли, которую эта тончайшая оболочка Земли играет в биосфере и жизни человека. Особенное значение имеет верхний слой почвы; у него темная окраска и в нем находятся корни деревьев и трав. Остатки растений и животных в нем перегнивают, в результате образуется перегной или гумус. Поэтому верхний слой почвы называют перегнойным или гумусовым. Он может быть разных размеров, разной толщины. По цвету этот слой черный, за что получил название “чернозем”. Перегной, накапливаясь веками, превращается в чернозем. Эти почвы - самые плодородные; на них растения дают самые большие урожаи.

Почва служит средой обитания огромному числу разнообразных организмов. Она защищает их от переохлаждения и перегрева, создает благоприятные условия влажности. В почве уживаются представители всех царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Многие из них не могут существовать вне почв. Их биологическая деятельность - неотъемлемая часть процесса формирования почвы. Многие продукты жизнедеятельности живых организмов непосредственно входят в состав почвенных образований

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома

Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Проводит беседу о видах почв, а затем объясняет этапы определения почвы: а) цвет; б) структура; в) включения.

Описание почв:

1. Почва обладает черным цветом, зернистой структурой, в изобилии имеются мелкие обломки известняка (дерново-карбонатные почвы).

2. Почва серого или темно-серого цвета, обладает прочной мелко- или средне комковатой структурой (серые лесные почвы).

3. Почва серо-бурого цвета, структура комковатая, глинистая (бурые лесные почвы).

4. Цвет почвы во влажном состоянии интенсивно-черный, структура зернистая.

5. Почва насыщена корнями растений (черноземы).

6. Почва серого цвета, суглинистая, структура плохо выражена, комковатая, в почве много щебня (горно-луговая почва).

Демонстрирует обучающимся опыты и поясняет. Первое свойство почвы -воздухопроницаемость: бросаем кусочек сухой почвы в воду, видим, что из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, в почве есть воздух.

Второе свойство почвы - водопроницаемость: на кусочек сухой почвы толщиной 2-3 см капаем из пипетки воду; вода постепенно пропитывает почву.

Третье свойство почвы - плотность. Плотность зависит от содержания в почве обломочных, глинистых, песчаных и органических соединений.

- Рассмотрите образцы различных почв. Одни образцы легко рассыпаются в руках, другие более плотные

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Определяют почвы, изучая образцы и сравнивая их с описанием. Данные заносят в таблицу:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Номер образца

Название почв

Заполняют таблицу:

№ опыта

Что делали?

Что

наблюдали?

Свойство

почвы







IV. Практическая работа.

Экскурсия

Организует беседу во время экскурсии, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

В ходе экскурсии подводит обучающихся к заранее вырытой в почве ямке и дает задания:

1. Определить влажность почвы: пылит, не мажет - сухая; слегка мажет, холодит - свежая; пластичная, приложенная к бумаге промокает - влажная; при сжимании сочится вода - сырая.

2. Определить связность: при ломании - прилипает - тяжелая; падает рыхлой массой - легкая.

3. Определение структуры: пылеватая (комочки до 0,5 мм), мелко комковатая (0,5 мм - 1 см); крупно комковатая (1-3 см), глыбистая (более 10 см).

4. Изучение корневых систем растений в почве: пронизывают почву, участвуют в формировании ее структуры.

5. Рассмотреть почвенных животных:

• постоянно живущие в почве (кроты) могут питаться другими животными, насекомыми или личинками; другие используют в пищу органические остатки (дождевые черви);

• проводят в почве часть своего жизненного цикла (личинка майского жука живет в почве четыре лета);

• используют почву для укрытия (мыши-полевки роют норы, выводят потомство)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Подобрать пословицы и поговорки о плодородии почвы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас на экскурсии?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием “Светофор”. Обучающиеся сигналят карточками:

• зеленой - побольше таких дел, поучительно;

• желтой - понравилось, но не все интересно;

• красной - дело не понравилось, скучно.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Урок 43. ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “почва”, “плодородие”; дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы, ее плодородии

Планируемые результаты

Предметные:

получат представление о том, что почва - единство живой и неживой природы, о цепи питания, о составе почвы (плодородие, минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина);

научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к почве

Образовательные ресурсы: блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички; для урока учителю понадобится прокаленная почва и профильтрованная жидкость, в которую предварительно на три-четыре часа была опущена почва

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите ребус:

- Каких животных вы видели в почве? Как образуется почва?

- Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные?

- Из чего состоит почва?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают ребус: почва.

Составляют схему:

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (возможно в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

Обобщение

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Очередное заседание клуба можно начать с организационного момента. Предлагает членам клуба “Мы и окружающий мир” рассказать о своих успехах и трудностях при выполнении заданий для олимпиады, содержании писем, которые они написали в Москву, и ответах, которые получили.

Председатель очередного заседания (обязательно член клуба) приглашает всех присутствующих принять участие в заседании клуба и подготовить сообщение на тему “Что растения получают из почвы?”.

- Обратите внимание на следующие моменты:

1) Главное свойство почвы - плодородие. Почва - это не просто верхний слой земли, а верхний плодородный слой земли.

2) Когда говорят, что “почва - плодородный слой земли”, то имеют в виду, что в этом слое содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений, благодаря чему они образуют плоды и дают урожай.

Закономерно возникает вопрос: какие вещества получают растения из почвы?

- Какие свойства и состав имеют почвы? Чтобы узнать это, проведем небольшие опыты.

- Где вы видели почву?

Организует практическую работу.

- Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой.

- Что вы наблюдаете?

- Какой цвет почвы?

- Опускаем кусочек почвы в стакан с водой. Что вы наблюдаете?

- Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем.

- Что вы наблюдаете?

- Нагреем на огне баночку с почвой. Подержим над почвой холодное стекло. Что наблюдаете?

- Продолжаем нагревать почву. Что может гореть в почве?

- В почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной.

- Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет?

- Значит, перегной придает почве темный цвет.

- Насыплем в стакан с водой прокаленную почву и размешаем ее. Пусть отстоится. Что вы наблюдаете?

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Почва образует жизненное пространство, в котором со всеми удобствами “устраиваются” различные группы животных, размещается корневая система всевозможных растений. Из почвы растения получают необходимые им питательные элементы: воду, азот, фосфор, калий, кальций, обеспечивающие уникальное свойство почвы - ее плодородие. Большая пористость позволяет ей впитывать влагу и воздух и при определенных условиях освобождать их. Почва “дышит”, обмениваясь газами с атмосферой.

- Почву мы видели на даче, в поле, на огороде.

Для первого опыта обучающиеся берут на столе учителя блюдечки с почвой, разрыхляют комочки почвы с помощью стеклянной палочки, рассматривают почву под лупой, находят полусгнившие остатки корешков растений, части тел насекомых и других мелких животных. Результаты наблюдений записывают в тетради, оформляя свои выводы соответствующими рисунками (задание 14).

- Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.

- Цвет почвы - серый, черный.

Во втором опыте ученики опускают комочки почвы в стаканчики с водой. Дети видят выделение пузырьков воздуха и делают вывод: в состав почвы входит воздух.

- Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.

Опыты 3, 4, 5 проводит учитель, а обучающиеся наблюдают за его действиями и делают выводы по результатам наблюдений.

- После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде.

- На стекле появились капельки воды, значит, в почве есть вода.

- Появляется дым, значит, в почве что-то горит.

- Прокаленная почва стала светлая.

- На дно стакана осел песок, а поверх песка - глина

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбор обосновывать.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Что получают из почвы растения?

- Почему говорят, что животные, обитающие в почве, повышают ее плодородие?

- Почему на прокаленной почве растения не растут?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Растения получают из почвы воздух, необходимый для дыхания корней, воду с растворенными в ней минеральными солями, которая всасывается корнями.

- Плодородие почвы зависит от количества веществ, необходимых для роста и развития растений, то есть от количества воды, воздуха, минеральных солей. Животные, которые обитают в почве, рыхлят ее, в почву лучше проникает воздух и вода.

- Некоторые животные перерабатывают останки погибших растений и животных, пополняя почву перегноем, благодаря которому в ней увеличивается содержание минеральных солей.

- Потому что в этой почве нет перегноя - ее важной составной части.

Записывают результаты своих наблюдений и оформляют в тетради (задания 14-15, с. 12-13)

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 39—42). Выполнить задание 16 в тетради № 2

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выполняя это задание, обучающиеся проверяют свои знания о составе почвы и о цепях питания, которые складываются в ней

Принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- В почве есть все вещества, необходимые для роста и развития растений.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Цветовая рефлексия.

Обучающиеся в конце урока поднимает карточку одного из трех цветов, который соответствует его оценке прошедшего урока. Карточка красного цвета означает: “Я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке”. Карточка желтого цвета означает: “Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно”. Карточка зеленого цвета означает: “Пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был”

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]