ЗАЧЕМ И КАК ЛЮДИ ЗАБОТЯТСЯ О ПОЧВЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЗАЧЕМ И КАК ЛЮДИ ЗАБОТЯТСЯ О ПОЧВЕ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: способствовать формированию умения объяснить значение почвы в жизни человека; познакомить с мероприятиями по охране почв; формировать умения учебного сотрудничества - умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся со значением почвы, с мероприятиями по охране почв в родном крае;

научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: образцы удобрений

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Земля! Какое это емкое слово! Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают и объясняют пословицы о почве и плодородии:

• Земелька черная, а белый хлеб родит.

• Мать кормит детей, как земля людей.

• Земля - тарелка, что положишь, то и возьмешь.

• Кто землю лелеет, того земля жалеет.

• Тот землю уходит, кто за серпом соху водит.

• Нет плохой земли, есть плохие пахари.

• Без хозяина земля - круглая сирота.

• В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

• В своей земле никто пророком не бывает.

• Возвращай земле долг - будет толк.

• Всякому человеку - и доброму и худому - земля даст приют.

• Где нет земли, там нет травы

Выделять существенную информацию из текста.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

Председатель начинает очередное заседание клуба.

Он открывает классную доску, на которой записана тема заседания, и зачитывает вслух из учебника задание для всех присутствующих

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Председатель рассказывает, что на подобном заседании клуба в селе Мирном обучающиеся сначала выслушали доклад председателя клуба Кости Погодина о значении почвы, и предлагает школьникам познакомиться с этим докладом.

- Прочитайте “по цепочке” доклад Кости Погодина.

- Почему почву называют кормилицей?

- Почему говорят, что жизнь животных зависит от плодородия почвы?

- Какое значение имеет почва в жизни людей?

- От чего зависит плодородие почвы.

- Что же можно сделать для повышения плодородия почвы?

Председатель просит школьников сверить свои ответы с рассказом агронома Юрия Егоровича, который был на заседании клуба в селе Мирном.

Далее учитель просит у председателя слово и предлагает обучающимся рассказать о том опыте, который помог им убедиться в наличии в почве растворенных минеральных солей.

- В ходе опыта вы убедились в том, что солей в почве немного. Но растениям необходимы питательные соли, которые растения быстро расходуют. Значит, необходимо ежегодно пополнять запас минеральных солей в почве. Делают это люди двумя способами: первый способ - внесение в почву удобрений, изготовляемых на заводах. Эти удобрения содержат все необходимые растениям минеральные соли. Такие удобрения вносят в почву весной перед посевом (можно продемонстрировать образцы некоторых удобрений).

Организует знакомство с природными удобрениями (см. ресурсный материал к уроку).

- Какие враги есть у почвы?

- Как люди могут вести борьбу с врагами почвы?

- Как вы думаете, почему склоны оврагов распахивают не вдоль, а поперек?

Предлагает обучающимся в план работы клуба внести пункт о помощи взрослым в посадке зеленых насаждений в родном селе (городе), на пришкольном участке

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Почва - важнейшее богатство страны. Поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия, охраняют почву.

- Плодородие почвы зависит от ее способности пропускать воздух, способности удерживать воду, от количества в почве минеральных солей и перегноя.

- Для улучшения способности почвы пропускать воздух и удерживать воду люди ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после уборки урожая комки земли не разбивают. Зимой между комками почвы лучше задерживается снег. Поэтому весной во время таяния снега она лучше пропитывается водой. Рыхлят почву перед самым посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой почве лучше прорастают семена, быстрее пробиваются на поверхность земли ростки, хорошо развиваются корни растений.

- Почва имеет не только друзей, но и врагов. Весенние паводковые и ливневые воды уносят с полей тысячи тонн плодородных частиц. Почве наносят вред овраги.

- Правильная распашка холмов и посадка растений помогают вести борьбу с оврагами. При таком способе распашки борозды задерживают потоки воды. Вода не стекает по склону, не размывает почву. Рост оврагов можно остановить посадкой растений. Корни растений скрепляют частицы почвы, создают дерн, которому текучая вода не страшна. На дне оврагов люди могут сделать запруды, чтобы уменьшить силу потока воды. Рядом с оврагами почву не распахивают и не пасут скот. -Другой враг почвы - сильный ветер. Он сносит пахотный слой земли. Чтобы ветер не нанес почве вреда, надо снизить его скорость. Для этого сажают на его пути лесозащитные полосы, сеют траву.

- Ветер - опасный враг полей. Сильные ветры выдувают верхний слой почвы толщиной до 10—15 см, и ранее плодородные земли могут превратиться в пустоши

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Отгадайте загадки:

• Никого не родила,

А все матушкой зовут. (Земля пахотная.)

• Кто на свете всех богаче? (Земля.)

• Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля пахотная.)

• Кто на свете всего жирнее? (Земля.)

- Что входит в состав почвы?

- Для чего они нужны?

- Кто еще зависит от плодородия почвы?

- Как называется эта зависимость друг от друга?

- Назовите несколько пищевых цепей.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 40). Назовите пищевые цепи.

- Какие вы знаете природные удобрения?

- Когда почва плодородна?

- Назовите врагов почвы.

- Как вы можете помочь почве сохранить все питательные вещества и спасти от врагов?

Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 17, с. 15)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Отгадывают загадки.

- В состав почвы входит вода и растворенные в ней питательные вещества.

- Они необходимы растениям для роста и развития.

- От плодородия почвы зависят насекомые, птицы, животные, как травоядные, так и хищники, и, конечно, человек.

- Пищевая цепь.

- Растения →корова →человек.

Растения →насекомые →животные почвы.

- Природные удобрения: навоз, птичий помет, торф.

- Плодородна почва, когда в ней много перегноя.

- Враги почвы: овраги, сильные ветры, дожди.

- Остановить овраги посадкой кустарников и деревьев, сажать лесозащитные полосы, сеять траву.

Выполняют задание в тетради, отвечают на вопрос: что делает человек для повышения плодородия почвы?

В конце заседания обучающиеся составляют план весенних работ на пришкольном участке

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 39—42)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Можно ли защитить землю от ветра и как?

- Земледелие надо вести таким образом, чтобы не оставлять почву без прикрытия. Особенно это важно в степных засушливых районах.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Можно, например, с помощью лесонасаждений.

- Земле необходимы забота и тепло человеческих рук. Только тогда мы сохраним во всей красе природу для наших потомков, только тогда они будут благодарны нам и признательны

Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности







Ресурсный материал к уроку

Природные удобрения

Второй способ - это внесение в почву природных удобрений - навоза, птичьего помета, торфа. Их вносят осенью. За осень и зиму они перегнивают, почва обогащается перегноем, который бактерии перерабатывает в минеральные соли. Почва, богатая перегноем, более темного цвета, поэтому она лучше прогревается под солнечными лучами.

Почва играет особую роль в жизни нашей планеты, она переходное звено от неживого к живому. Почва ежегодно дает нам миллионы тонн пшеницы, из которой получают хлеб, тот самый душистый вкусный хлеб, кусочек которого вы, наверное, съели сегодня за завтраком. Однако человеку нужен не только хлеб. Нам нужны лес и луг. Нужны пресная вода и кислород. И все это дает природа, где основные связи проходят через почву. Восемь тысяч лет обрабатывает человечество почву. Возможности наших земель далеко не исчерпаны. Не зря называют почву удивительным богатством человека.

Поле само себя удобряет. Чем больше вырастет пшеницы, свеклы, кукурузы или других растений, тем больше поступит в почву органического вещества - корней и других остатков. Каждый урожай оставляет в почве тысячи килограммов органического вещества. Микроорганизмы разлагают эти остатки и превращают их в перегной. Но такого перегноя, который остается после разложения растительных остатков, для получения высоких урожаев все равно недостаточно. Чтобы снимать высокие урожаи, растения необходимо подкармливать минеральными и органическими удобрениями.

Ученые определили минимум веществ, растворение которых в воде обеспечивает нормальный рост растения. Три из них: азот, фосфор и калий - основные. И если в почве не хватает одного из них, развитие растений замедляется. В нашей стране построены десятки предприятий по производству минеральных удобрений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]