ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЧВА»

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЧВА»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: систематизировать и обобщить знания по изученной теме

Планируемые результаты

Предметные: научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознавать личную ответственность за свои поступки

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует работу по карточкам.

- Перед вами 6 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

- Затем поменяйтесь листочками, и мы все ваши ответы проверим.

1. Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью?

2. Выберите и подчеркните, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

3. Назовите основное свойство почвы.

4. Животные или растения стали первыми обитателями суши?

5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве?

6. Как люди называют почву?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выполняют задания на карточках. Осуществляют взаимопроверку.

Ключ:

1. Почва.

2. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.

3. Плодородие.

4. Растения.

5. Перегной.

6. Кормилица, кладовая

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися.

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.

• Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

• Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я... (вода).

• Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

• Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

- Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали?

- Какой слой самый плодородный?

- Что получают растения из почв?

- На что это влияет?

- Какой вывод можем сделать?

- Может ли хорошая почва “испортиться”?

- По каким причинам?

- Из чего же почва образуется?

- Кто участвует в образовании почвы?

- Что же входит в структуру почвы?

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадки. Заполняют схему:

- Минеральные соли, перегной.

- Самый плодородный слой - перегной.

- Растения из почвы получают воздух, питательные вещества.

- Это влияет на урожайность.

Вывод: чем выше плодородность почвы, тем выше урожайность.

- Хорошая почва может испортиться.

- По причинам: нерациональное использование почвы, загрязнение, строительство.

- Почва образуется из остатков старой травы, листьев, останков животных.

- В образовании почвы участвуют микроорганизмы

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Проводит тест “Почва. Её состав и свойства”.

- Выберите верный ответ. Прочитайте ключевое слово.

1. Какая главная часть почвы?

а) Воздух; с) перегной; я) глины.

2. Что используют растения для питания?

б) Перегной; т) микробы; в) соли.

3. Как называется наука, которая изучает живую природу?

к) Ботаника; о) биология; е) зоология.

4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

и) Песок; й) перегной; д) глина.

5. К какой природе можно отнести почву?

ж) К живой природе; н) к неживой природе.

с) неживая и живая в почве соединяются.

6. Слой земли, на котором растут растения:

т) почва; з) песок; м) глина.

7. Вещество, повышающее плодородие почвы:

ф) воздух; в) перегной; щ) соли.

8. Одна из составных частей почвы:

х) камень; о) песок; п) гранит.

- Какое слово у вас получилось? Назовите основное свойство почвы

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Выписывают те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ.

Проверка теста:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

1

2

3

4

5

6

7

8

с

в

о

й

с

т

в

о

- Основное свойство почвы - плодородие. Для повышения плодородия почвы её необходимо умеренно удобрять, правильно обрабатывать

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Сочинить сказку “Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность”

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебную задачу

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- 500 млн лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека. Как вы думаете, была тогда почва?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Объясните смысл пословицы: “Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить”.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня я узнал...

- У меня получилось ...

- Было интересно...

- Я смог...

- Было трудно...

- Я попробую...

- Я выполнял задания...

- Меня удивило...

- Я понял, что...

- Урок дал мне для жизни...

- Теперь я могу...

- Мне захотелось...

- Я приобрел...

- Я почувствовал, что...

- Я научился...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость






Для любых предложений по сайту: [email protected]