Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о природном сообществе; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира леса и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений видеть и раскрывать связи между обитателями леса; повторить материал о растениях и животных леса; расширить знания обучающихся о лесе |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с многообразием растительного и животного мира леса и их взаимодействием; понятиями “тайга”, “лишайники”, “природное сообщество”; получат представление о природном сообществе; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания в природном сообществе “Лес” |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: таблицы (иллюстрации) “Лиственный лес”, “Хвойный лес”, “Смешанный лес”, “Обитатели леса”; учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (Лес.) • Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – Скинет с плеч ее долой? (Лес.) - Что такое лес? - Расскажите о растениях и животных леса, о которых вы знаете из наблюдений, книг, телепередач. - Есть ли в родном крае лес и какой это лес - тайга, смешанный лес или лиственный? - Чем отличаются эти леса? Прочитайте об этом в словарике в конце учебника |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. По собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае, называют растения и животных, которые встречаются в лесу родного края. - Тайга - это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья — ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются березы, осины, ольха. - Смешанный лес - это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. - Лиственный лес - это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели, лиственницы |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Какие виды лесов вы знаете? - Назовите представителей лиственного леса. - Назовите деревья хвойного леса. - Какой лес называют смешанным? - Какие еще растения растут в лесу? - Какие вы знаете кустарники леса? - Какие травянистые растения леса вы знаете? - Кроме растений в лесу живут различные животные. Назовите их. - В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг к другу. В нелегкой борьбе за выживание образовались растительные сообщества - своеобразные “зеленые государства”. Каждый вид растений занимает в них строго отведенное для него место, чтобы все вместе наилучшим образом могли использовать свет, тепло, влагу и питательные вещества из среды обитания. Яркий пример растительного сообщества - лиственный лес. В нем, как и в большинстве других сообществ, растения образуют несколько “зеленых” этажей -ярусов. Самый верхний - высотой 20-30 м, а иногда и более - занимают самые светолюбивые растения. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель. Их могучие кроны смыкаются друг с другом и получают основную часть солнечных лучей. Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они довольствуются солнечным светом, проникающим сквозь кроны высоких деревьев. Еще ниже, в двойной тени, располагается третий ярус. Это теневыносливые травянистые растения с крупными листьями: медуница, колокольчики, ландыши. Они способны выжить в лесном полумраке с редкими солнечными бликами. Самые неприхотливые - мхи и лишайники - стелются по земле и образуют четвертый ярус. - Рассмотрите на рисунках деревья (с. 44 учебника). - Наземные ярусы - этажи растительного сообщества - как бы имеют зеркальное отражение под землей. У самых высоких деревьев наиболее длинные корни, образующие самый нижний подземный ярус. Выше располагаются корни кустарников, а у поверхности - корни трав. В мире растений постоянно идет “борьба за власть”. - Что же еще помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу? Лес нередко называют “царством деревьев”. Но это не совсем верно. Деревья - очень важная, но не единственная часть леса. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников, грибов. Все эти живые организмы - неотъемлемая часть леса. Всем им для жизни нужен свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако все они приспособились жить рядом, сообща, не мешать друг другу. Как им это удается? - Какой можно сделать вывод? |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Лиственные, хвойные, смешанные. - Представители лиственного леса: дуб, береза, осина, рябина. - Деревья хвойного леса: ель, сосна. - Смешанным называют лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья. - В лесу, кроме деревьев, растут кустарники и травы. - Кустарники леса: орешник, шиповник, малина, можжевельник. - Травянистые растения леса: мох, кислица, дягиль, ландыш. - В лесу живут: белка, лиса, заяц, медведь, лось, дятел, сова, филин. - Все обитатели леса - животные и растения - связаны между собой в цепи питания. - Растения дают возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют растения для постройки гнезд. Одни животные распространяют семена и плоды растений, другие рыхлят почву, что способствует поступлению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли. Вывод: растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Рассмотрите на рисунке лес (учебник, ч. 2, с. 46). Расскажите о растениях и животных, которые живут в каждом ярусе. - Зависит ли питание животного от места его проживания в лесу? - Кто занимает верхний этаж нашего дуба? - Какие птицы там обитают? - Кто расположился во втором ярусе? - Кто питается листьями деревьев, кустарниками и травой? - Кто обитает в траве? - Кто обитает в почве? Организует работу в тетради № 2 (задание 19, с. 16-17). - Дополните цепи питания недостающими звеньями |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Место проживания зависит от питания и особенностей укрытия. - Верхний этаж дуба занимают насекомые и птицы, которые питаются насекомыми. - Там обитают зяблики, дятлы, ястребы, совы, филины, соколы. - Во втором ярусе на кустарниках кормятся снегири, синицы, дрозды, белки, бурундуки. - Лоси, кабаны, зайцы питаются листьями деревьев, кустарниками и травой. - Грызуны, ежи обитают в траве. - Кроты, землеройки, дождевые черви обитают в почве. Задание 19: рассматривают рисунок леса в учебнике (ч. 2, с. 46) и сравнивают его с незаконченным рисунком в своей тетради, дополняют его рисунками животных, проживающих на разных ярусах, и раскрашивают их. Самостоятельно выполняют задание 18 |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 43-49), рассказ в хрестоматии “Кто в лесу живет на дереве, а кто - под деревом?” (с. 85-96). Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Сообщение должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные и какие у них враги. Составить цепи питания в дубовом лесу |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Почему лес называют “многоэтажным домом”? - Каких лесных жителей вы знаете? Расскажите о них. - Сколько ярусов в смешанном лесу? - Какие растения располагаются в каждом ярусе? - Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу в лесу? - У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за всю свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Ярусность в лесу помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. Глубже всего находятся корни самых высоких деревьев, выше – корни кустарников, еще ближе к поверхности - корни травянистых растений. - У ели, пихты, кедра, рябины, черемухи, крушины, калины в смешанном лесу подрост за всю свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |