Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты
• предметные — понятие программного обеспечения персонального компьютера и его основных групп;
• метапредметные — понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
• личностные — понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
3) рассмотрение операционных систем и их функций;
4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• программа;
• программное обеспечение (ПО);
• системное ПО;
• операционная система;
• архиватор;
• антивирусная программа.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Программное обеспечение компьютера”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) демонстрация к лекции “Структура программного обеспечения ПК” (119268);
2) демонстрация к лекции “Системное программное обеспечение” (119016);
3) демонстрация к лекции “Операционная система” (119104);
4) тест по теме “Компьютер как средство автоматизации информационных процессов” — “Система тестов и заданий N13” (134951).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационные, практические и контрольным модули по темам “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”, “Программы архивирования данных”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 2.2;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) проверка дополнительных заданий.
Рекомендуется во фронтальном режиме проверить знания учащихся по изученному материалу на основе ЭОР “Система тестов и заданий N13”; можно организовать решение групп задач № 95-100 в РТ.
Начать рассмотрение нового материала можно с совместного выполнения задания № 103 в РТ. Материал урока можно излагать с использованием презентации “Программное обеспечение компьютера”. Дополнительно можно использовать демонстрации к лекциям “Структура программного обеспечения ПК”, “Системное программное обеспечение”, “Операционная система”.
Особое внимание следует уделить вопросам антивирусной защиты, познакомив учеников с той антивирусной программой, которая используется в образовательном учреждении.
В зависимости от уровня подготовки учащихся можно фрагментарно воспользоваться информационными, практическими и контрольным модулями ФЦИОР по темам “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”, “Программы архивирования данных”.
В практической части урока можно рекомендовать работу с имеющейся антивирусной программой, по следующему плану:
1) запустить антивирусную программу;
2) в окне программы ознакомиться с ее основными возможностями;
3) запустить обновление антивирусной базы данных;
4) выполнить сканирование локального диска, сменного носителя или отдельной папки.
Домашнее задание
§ 2.3 (пункты 1, 2), вопросы и задания № 1-8 к параграфу; № 104, 106 в РТ.
Дополнительное задание: № 107 в РТ.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в рабочей тетради
№ 106. Скорости “работы” вирусов: А — 1 Гб/мес, В — 1/2 Гб/мес, С — 1/3 Гб/мес, D — 1/6 Гб/мес. Скорость их совместной “работы”:
Ответ: 2 Гб.
№ 107. Буква “л” соответствует цифре 3, так как “болт” = 11, а “бот” = 8.
В слове “бот” сумма цифр = 8. Возможные сочетания: 1 + 2 + 5 или 1 + 3 + 4. Второе сочетание не подходит, так как цифра “3” соответствует букве “л”.
В слове “вол” сумма цифр равна 9, сумма “в” и “о” составляет 6. Это могут быть цифры: 2 и 4. Буква “о” соответствует цифре 2, так как эта цифра повторяется в слове “бот”. Буква “в” соответствует цифре 4. Буква “т” соответствует цифре 5 (“лото” = 12 - 3 - 2 - 2). Буква “б” соответствует цифре 1 (“бот” = 8 – 2 - 5).
Ответ: “б” = 1; “о” = 2; “л” = 3, “в” = 4, “т” = 5.