Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Компьютерная графика - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты
• предметные — систематизированные представления о растровой и векторной графике;
• метапредметные — умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
• личностные — знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• графический объект;
• компьютерная графика;
• растровая графика;
• векторная графика;
• форматы графических файлов.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Компьютерная графика”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Цветовая модель CMYK” (179601);
2) анимация “Изображения на компьютере” (196610);
3) тренажер “Интерактивный задачник: раздел “Представление графической информации”” (125772).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 3.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) заслушивание краткого сообщения одного из учеников о цветовой модели CMYK.
Далее можно предложить ученикам на 10 минут работу с тренажером “Интерактивный задачник: раздел “Представление графической информации”” в режиме зачета.
Новая информация излагается с использованием презентации “Компьютерная графика”, в ходе которой можно просмотреть фрагмент анимации “Изображения на компьютере”.
По ходу изложения нового материала выполняются задания № 155, 157, 160 и 161 в рабочей тетради; можно начать выполнение задания № 162.
В практической части урока можно организовать выполнение в графическом редакторе заданий 3.2-3.4 (раздел “Задания для практических работ” в конце главы 3).
Домашнее задание
§ 3.2, вопросы и задания № 1-4, 6-11 к параграфу; № 158, 162 в РТ.
Дополнительные задания: подготовить сообщение на тему “Компьютерная графика и сферы ее применения” или “Фрактальная графика”, № 163 в РТ.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 5. См. комментарии к № 158 в РТ.
№ 14. См. комментарии к № 165 в РТ.
№ 15. См. комментарии к № 166 в РТ.
Задания в рабочей тетради
№ 156. ≈ 2,1 Мбайт.
№ 157. ≈ 22 Мбайт.
№ 158. ≈ 24,7 Мбайт.
№ 162
При наличии времени идеями этого задания можно воспользоваться для организации практической работы в среде исполнителя Рисователь (среда КуМир).
Основные команды исполнителя Рисователь:
Команда |
Описание |
Пример |
перо (толщина, цвет) |
Устанавливает ширину пера в пикселях и цвет — любой цвет радуги, а также черный, белый и серый |
перо (5, "синий") |
кисть (цвет) |
Устанавливает цвет заливки внутренней области рисуемой фигуры — любой цвет радуги, а также черный, белый и серый |
кисть ("красный") |
линия (x1, у1, х2, у2) |
Проводит линию из точки с координатами (x1, у1) в точку (х2, у2) в соответствии с состоянием пера |
линия (100, 10, 200, 10) |
линия в точку (x, у) |
Проводит линию из текущей точки в точку с координатами (x, у) |
линия в точку (200, 100) |
окружность (х, у, z) |
Проводит контур окружности радиуса г с центром в точке (х, у) в соответствии с состоянием пера и закрашивает ее внутреннюю область в соответствии с состоянием кисти |
окружность (300, 200, 50) |
прямоугольник (х1, у1, х2, у2 ) |
Проводит контур прямоугольника в соответствии с состоянием пера и закрашивает его внутреннюю область в соответствии с состоянием кисти; (x1, у1) и (x2, у2) — вершины диагонали прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат |
прямоугольник (10, 10, 100, 100) |
эллипс (x1, y1, х2, у2) |
Рисует эллипс, вписанный в соответствующий прямоугольник |
эллипс (50, 10, 100, 30) |
залить (х, у) |
В соответствии с состоянием кисти закрашивает ограниченную область, внутри которой находится точка с заданными координатами |
залить (10, 50) |
Так, программа изображения кораблика для исполнителя Рисователь будет иметь вид:
Можно предложить ученикам исследовать систему команд исполнителя самостоятельно и выяснить, как в нем можно изменять толщину и цвет линии, закрашивать замкнутые области.
Можно также провести практическую работу и в среде PascalABC.net.