Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Общие сведения о системах счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
• метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение примеров систем счисления разных типов;
3) рассмотрение позиционных систем счисления с основанием 10 и другими основаниями, рассмотрение общего вида записи числа в системе счисления с основанием q;
4) рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• система счисления;
• цифра;
• алфавит;
• позиционная система счисления;
• основание;
• развернутая форма записи числа;
• свернутая форма записи числа.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Системы счисления”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Непозиционные системы счисления” (134984);
2) демонстрация к лекции “Развернутая форма записи числа” (128629).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
1) информационный модуль “Понятие о системах счисления”;
2) информационный модуль “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока заслушиваются несколько сообщений, подготовленных учениками в качестве домашнего задания; повторяются правила техники безопасности.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”. Можно использовать информационные модули ФЦИОР “Понятие о системах счисления” и “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”. В процессе изложения материала выполняются задания № 15, 17, 18, 24-28, 30, 34 в РТ.
Домашнее задание
§ 1.1 (пункт 1), вопросы и задания №1-11, 23 к параграфу; № 16, 19, 9-10, 12 в РТ.
Дополнительное задание: Одно из заданий № 20-23, 36-37 в РТ по выбору ученика.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 6. См. комментарии к № 28 в РТ.
№ 7. См. комментарии к № 29 в РТ.
№ 8. Переводим все числа в десятичную систему счисления: 51, 21, 29, 27.
а) 1100112.
б) 1114.
№ 9. Это пятеричная система счисления, так как в записи одного из чисел есть цифра 4.
1235 = 1 ∙ 25 + 2 ∙ 5 + 3 ∙ 1 = 38.
2225 = 62.
1115 = 31.
2415 =71.
№ 10. Переписываем равенства в десятичной системе счисления:
а) 3 ∙ 4 + 3 = 15, 2 ∙ 7 + 1 = 15, 15 = 15.
б) 338 ≠ 214.
№ 11
а) х + 4 = 9, х = 5.
б) 2 ∙ х3 + 2 = 130, х3 = 64, х = 4.
Задания в рабочей тетради
№ 15. а) 3252, б) 36 576.
№ 17
Единицы |
Десятки |
Сотни |
Тысячи |
||||
I |
1 |
X |
10 |
С |
100 |
M |
1000 |
II |
2 |
XX |
20 |
CC |
200 |
MM |
2000 |
III |
3 |
XXX |
30 |
CCC |
300 |
МММ |
3000 |
IV |
4 |
XL |
40 |
CD |
400 |
||
V |
5 |
L |
50 |
D |
500 |
||
VI |
6 |
LX |
60 |
DC |
600 |
||
VII |
7 |
LXX |
70 |
DCC |
700 |
||
VIII |
8 |
LXXX |
80 |
DCCC |
800 |
||
IX |
9 |
XC |
90 |
CM |
900 |
№ 18
Римская система счисления |
Десятичная система счисления |
MCXLVII |
1147 |
MDCCCXII |
1812 |
MCMXLV |
1945 |
MMXIV |
2014 |
№ 19. MDCCCXCV; MCMLXI; MCMLXXX
№ 20. Один из возможных вариантов решения.
VI + V = XI, XI - V = VI, VI = IX - III, VII + III = X.
№ 21
№ 22
49 |
4 ∙ 10 + 9 |
||
91 |
1 ∙ 60 + |
3 ∙ 10 + 1 |
|
4302 |
1 • 3600 + |
11 ∙ 60 + |
4 ∙ 10 + 2 |
№ 23. Представим исходное число как
Новое число будет иметь вид
По условию задачи:
3 ∙ (а ∙ 100 + b ∙ 10 + 3) + 1 = 300 + а ∙ 10 + b.
Следовательно, а = 1, b = 0. Исходное число 103.
Проверим 103 ∙ 3 + 1 = 310.
№ 24. Рассмотрим все двузначные числа
По условию задачи 10 ∙ а + b = 10 ∙ (а + b).
Отсюда получаем: а — любая цифра, b — 0.
Ответ: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
№ 25
Система счисления |
Алфавит |
Десятичная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Восьмеричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Пятеричная |
0, 1, 2, 3, 4 |
Троичная |
0, 1, 2 |
№ 26
Алфавит |
Система счисления |
0, 1, 2, 3 |
Четверичная |
0, 1, 2, 3, 4, 5 |
Шестеричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Девятичная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В |
Двенадцатеричная |
№ 27
Числа |
Система счисления |
9, 122, 1100, 14 |
Десятичная |
100, 112, 1004, 4444 |
Пятеричная |
11, 7, 12, 222, 102 |
Восьмеричная |
№ 28
Свернутая запись числа |
Развернутая запись числа |
1233,2110 |
1 ∙ 103 + 2 ∙ 102 + 3 ∙ 101 + 3 ∙ 100 + 2 ∙ 10-1 + 1 ∙ 10-2 |
1233,28 |
1 ∙ 83 + 2 ∙ 82 + 3 ∙ 81 + 3 ∙ 80 + 2 ∙ 8-1 |
12,316 |
1 ∙ 161 + 2 ∙ 160 + 3 ∙ 161 |
12,35 |
1 ∙ 51 + 2 ∙ 50 + 3 ∙ 5-1 |
№ 29
Число |
Десятичный эквивалент числа |
20148 |
1036 |
20147 |
697 |
20146 |
442 |
20145 |
259 |
№ 30
Основание системы |
min |
max |
2 |
1000 |
1111 |
4 |
1000 |
3333 |
6 |
1000 |
5555 |
8 |
1000 |
7777 |
№ 31. Ответ: 222223 = 24210.
№ 32
Число |
Десятичный эквивалент |
Номер (↑) |
1116 |
17 |
1 |
1018 |
65 |
3 |
1101102 |
54 |
2 |
№ 33
Число 1 |
Знак |
Число 2 |
810 |
= |
89 |
1010 |
> |
109 |
1810 |
> |
189 |
100012 |
< |
2223 |
336 |
> |
217 |
№ 34
Равенство |
Решение |
X |
12x = 910 |
x > 2; 1 ∙ х1 + 2 ∙ х0 = 9 |
7 |
23x = 1510 |
x > 3; 2 ∙ х1 + 3 ∙ х0 = 15 |
6 |
101х =1710 |
x > 1; 1 ∙ x2 + 0 ∙ x1 + 1 ∙ x0 = 17 |
4 |
15x = 910 |
х > 6; 1 ∙ x1 + 5 ∙ x0 = 9, х = 4 |
Решений нет |
№ 35
1102 = 6, 1112 = 7.
778 = 63, 1008 = 64, 1018 = 65.
1В16 = 27, 1С16 = 28, 1D16 = 29, 1Е16 = 30.
№ 36
335 = 1810; 1245 = 3910; 1315 = 4110; 3435 = 9810.
18 + 39 + 41 = 98.
Ответ: Использовалась пятеричная система счисления; 18 лет.
№ 37
1023 = 1110, 123 = 510.
Ответ: Использовалась троичная система счисления; 11 монет.