Общие сведения о системах счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Общие сведения о системах счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;

метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение примеров систем счисления разных типов;

3) рассмотрение позиционных систем счисления с основанием 10 и другими основаниями, рассмотрение общего вида записи числа в системе счисления с основанием q;

4) рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• система счисления;

• цифра;

• алфавит;

• позиционная система счисления;

• основание;

• развернутая форма записи числа;

• свернутая форма записи числа.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Системы счисления”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Непозиционные системы счисления” (134984);

2) демонстрация к лекции “Развернутая форма записи числа” (128629).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

1) информационный модуль “Понятие о системах счисления”;

2) информационный модуль “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”.

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока заслушиваются несколько сообщений, подготовленных учениками в качестве домашнего задания; повторяются правила техники безопасности.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”. Можно использовать информационные модули ФЦИОР “Понятие о системах счисления” и “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”. В процессе изложения материала выполняются задания № 15, 17, 18, 24-28, 30, 34 в РТ.

Домашнее задание

§ 1.1 (пункт 1), вопросы и задания №1-11, 23 к параграфу; № 16, 19, 9-10, 12 в РТ.

Дополнительное задание: Одно из заданий № 20-23, 36-37 в РТ по выбору ученика.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 6. См. комментарии к № 28 в РТ.

№ 7. См. комментарии к № 29 в РТ.

№ 8. Переводим все числа в десятичную систему счисления: 51, 21, 29, 27.

а) 1100112.

б) 1114.

№ 9. Это пятеричная система счисления, так как в записи одного из чисел есть цифра 4.

1235 = 1 ∙ 25 + 2 ∙ 5 + 3 ∙ 1 = 38.

2225 = 62.

1115 = 31.

2415 =71.

№ 10. Переписываем равенства в десятичной системе счисления:

а) 3 ∙ 4 + 3 = 15, 2 ∙ 7 + 1 = 15, 15 = 15.

б) 338 ≠ 214.

№ 11

а) х + 4 = 9, х = 5.

б) 2 ∙ х3 + 2 = 130, х3 = 64, х = 4.

Задания в рабочей тетради

№ 15. а) 3252, б) 36 576.

№ 17

Единицы

Десятки

Сотни

Тысячи

I

1

X

10

С

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

МММ

3000

IV

4

XL

40

CD

400



V

5

L

50

D

500



VI

6

LX

60

DC

600



VII

7

LXX

70

DCC

700



VIII

8

LXXX

80

DCCC

800



IX

9

XC

90

CM

900



№ 18

Римская система счисления

Десятичная система счисления

MCXLVII

1147

MDCCCXII

1812

MCMXLV

1945

MMXIV

2014

№ 19. MDCCCXCV; MCMLXI; MCMLXXX

№ 20. Один из возможных вариантов решения.

VI + V = XI, XI - V = VI, VI = IX - III, VII + III = X.

№ 21

№ 22

49



4 ∙ 10 + 9

91


1 ∙ 60 +

3 ∙ 10 + 1



4302

1 • 3600 +

11 ∙ 60 +

4 ∙ 10 + 2


№ 23. Представим исходное число как

Новое число будет иметь вид

По условию задачи:

3 ∙ (а ∙ 100 + b ∙ 10 + 3) + 1 = 300 + а ∙ 10 + b.

Следовательно, а = 1, b = 0. Исходное число 103.

Проверим 103 ∙ 3 + 1 = 310.

№ 24. Рассмотрим все двузначные числа

По условию задачи 10 ∙ а + b = 10 ∙ (а + b).

Отсюда получаем: а — любая цифра, b — 0.

Ответ: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.

№ 25

Система счисления

Алфавит

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Пятеричная

0, 1, 2, 3, 4

Троичная

0, 1, 2

№ 26

Алфавит

Система счисления

0, 1, 2, 3

Четверичная

0, 1, 2, 3, 4, 5

Шестеричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Девятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

Двенадцатеричная

№ 27

Числа

Система счисления

9, 122, 1100, 14

Десятичная

100, 112, 1004, 4444

Пятеричная

11, 7, 12, 222, 102

Восьмеричная

№ 28

Свернутая запись числа

Развернутая запись числа

1233,2110

1 ∙ 103 + 2 ∙ 102 + 3 ∙ 101 + 3 ∙ 100 + 2 ∙ 10-1 + 1 ∙ 10-2

1233,28

1 ∙ 83 + 2 ∙ 82 + 3 ∙ 81 + 3 ∙ 80 + 2 ∙ 8-1

12,316

1 ∙ 161 + 2 ∙ 160 + 3 ∙ 161

12,35

1 ∙ 51 + 2 ∙ 50 + 3 ∙ 5-1

№ 29

Число

Десятичный эквивалент числа

20148

1036

20147

697

20146

442

20145

259

№ 30

Основание системы

min

max

2

1000

1111

4

1000

3333

6

1000

5555

8

1000

7777

№ 31. Ответ: 222223 = 24210.

№ 32

Число

Десятичный эквивалент

Номер (↑)

1116

17

1

1018

65

3

1101102

54

2

№ 33

Число 1

Знак

Число 2

810

=

89

1010

>

109

1810

>

189

100012

<

2223

336

>

217

№ 34

Равенство

Решение

X

12x = 910

x > 2; 1 ∙ х1 + 2 ∙ х0 = 9

7

23x = 1510

x > 3; 2 ∙ х1 + 3 ∙ х0 = 15

6

101х =1710

x > 1; 1 ∙ x2 + 0 ∙ x1 + 1 ∙ x0 = 17

4

15x = 910

х > 6; 1 ∙ x1 + 5 ∙ x0 = 9, х = 4

Решений нет

№ 35

1102 = 6, 1112 = 7.

778 = 63, 1008 = 64, 1018 = 65.

16 = 27, 1С16 = 28, 1D16 = 29, 1Е16 = 30.

№ 36

335 = 1810; 1245 = 3910; 1315 = 4110; 3435 = 9810.

18 + 39 + 41 = 98.

Ответ: Использовалась пятеричная система счисления; 18 лет.

№ 37

1023 = 1110, 123 = 510.

Ответ: Использовалась троичная система счисления; 11 монет.






Для любых предложений по сайту: [email protected]