Двоичная система счисления. Двоичная арифметика - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;

4) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• система счисления;

• цифра;

• алфавит;

• позиционная система счисления;

• основание;

• развернутая форма записи числа;

• свернутая форма записи числа;

• двоичная система счисления;

• двоичная арифметика.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Системы счисления”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Преобразование десятичного числа в другую систему счисления” (135050);

2) анимация “Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел” (128618);

3) анимация “Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел” (128624);

4) анимация “Умножение и деление двоичных чисел” (128634);

5) виртуальная лаборатория “Цифровые весы” (135009);

6) анимация “Арифметические операции в позиционных системах счисления” (128623).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

• контрольный модуль “Понятие о системах счисления”.

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) проверка изученного материала по вопросам 1-5 к § 1.1;

2) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;

4) заслушивание нескольких сообщений о системах счисления.

После проверки домашнего задания можно предложить ученикам в течение 5—7 минут самостоятельно поработать с контрольным модулем ФЦИОР “Понятие о системах счисления”.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”. Можно использовать анимации, причем не только во фронтальном режиме, но и для организации индивидуальной работы учащихся. В процессе изложения материала рекомендуется выполнение заданий № 38, 39, 40, 44, 46, 55, 56 из РТ.

Домашнее задание

§ 1.1 (пункты 2, 6), вопросы и задания № 16, 17, 20 к параграфу; по выбору учителя № 41, № 47-49 в РТ.

Дополнительное задание: с помощью виртуальной лаборатории “Цифровые весы” самостоятельно изучить метод разностей и выполнить № 45 в РТ.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 18. Задание выполнить значительно проще, если представить операнды и результат в десятичной системе счисления.

а) 12 ∙ 3 - 4 = 32;

б) 12 : 2 - 2 = 4;

в) 12 : 3 - 4 = 0.

Задания в рабочей тетради

№ 39. Приведем фрагмент заполненной таблицы:

Двоичное число

Степени двойки

Сумма степеней числа 2

24(16)

23(8)

22(4)

21(2)

20(1)

1





1

1

101



1

0

1

5

1011


1

0

1

1

11

10011

1

0

0

1

1

19

№ 40

Двоичное число

Десятичное число

1112

7

10102

10

110112

27

1011012

45

№ 41. Следует обратить внимание учеников на последовательность соединения точек.

№ 45

№ 46

№ 47

№ 48

Число

57

57

28

14

7

3

1




Ответ

4

1

0

0

1

1






Число

63

63

31

15

7

3

1




Ответ

6

1

1

1

1

1





Число

87


87

43

21

10

5

2

1



Ответ

5


1

1

1

0

1

0
















Число

90


90

45

22

11

5

2

1



Ответ

4


0

1

0

1

1

0
















Число

127


127

63

31

15

7

3

1



Ответ

7


1

1

1

1

1

1




№ 49

Число

32

32

16

8

4

2

1




Ответ

5

0

0

0

0

0






Число

53

53

26

13

6

3

1




Ответ

2

1

0

1

0

1






Число

80

80

40

20

10

5

2

1



Ответ

5

0

0

0

0

1

0





Число

96

96

48

24

12

6

3

1



Ответ

5

0

0

0

0

0

1





Число

128

128

64

32

16

8

4

2

1


Ответ

7

0

0

0

0

0

0

0



№ 55

101010 + 1110 = 111000, 42 + 14 = 56;

1010 + 1111 = 11001, 10 + 15 = 25; 1001 + 1011 = 10100, 9 + 11 = 20.

№ 56

1011 ∙ 11 = 100001, 11 ∙ 3 = 33;

1001 ∙ 101 = 101101, 9 ∙ 5 = 45;

1011 ∙ 111 = 1001101, 11 ∙ 7 = 77.






Для любых предложений по сайту: [email protected]