Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
• метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение правила перевода восьмеричных чисел в десятичную систему счисления;
3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления;
4) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;
5) рассмотрение правила перевода шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
6) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;
7) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• система счисления;
• цифра;
• алфавит;
• позиционная система счисления;
• основание;
• развернутая форма записи числа;
• свернутая форма записи числа;
• двоичная система счисления;
• восьмеричная система счисления;
• шестнадцатеричная система счисления.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Системы счисления”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Преобразование десятичного числа в другую систему счисления” (135050);
2) анимация “Арифметические операции в позиционных системах счисления” (128623);
3) анимация “Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16” (135020);
4) анимация “Схема Горнера” (134855).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 1.1;
2) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) заслушивание краткого сообщения о методе разностей и алгоритме выполнения № 45 в РТ (если есть ученик, выполнивший это задание).
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”.
После краткого рассмотрения вопросов, связанных с восьмеричной системой счисления, можно предложить ученикам в течение 5-7 минут самостоятельно выполнить № 42 в РТ.
В процессе изложения материала рекомендуется начать выполнение заданий № 50, 51, 57 в РТ.
Домашнее задание
§ 1.1 (пункты 3, 4), вопросы и задания № 13, 14 к параграфу; закончить решение № 50, 51, 57 в РТ; выполнить № 43, 35 в РТ.
Дополнительное задание: познакомиться с анимациями “Схема Горнера” и/или “Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в рабочей тетради
№ 42
№ 43
№ 50
25610 = 4008; 40010 = 6208.
123410 = 23128; 201210 = 37348.
№ 51
25610 = 10016; 40010= 19016.
123410 = 4D216; 201210 = 7DC16.
№ 57
+ |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
x |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
10 |
12 |
14 |
16 |
|
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
3 |
0 |
3 |
6 |
11 |
14 |
17 |
22 |
25 |
|
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
4 |
0 |
4 |
10 |
14 |
20 |
24 |
30 |
34 |
|
5 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
5 |
0 |
5 |
12 |
17 |
24 |
31 |
36 |
43 |
|
6 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
6 |
0 |
6 |
14 |
22 |
30 |
36 |
44 |
52 |
|
7 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
7 |
0 |
7 |
16 |
25 |
34 |
43 |
52 |
61 |