Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;

метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода восьмеричных чисел в десятичную систему счисления;

3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления;

4) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;

5) рассмотрение правила перевода шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;

6) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;

7) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• система счисления;

• цифра;

• алфавит;

• позиционная система счисления;

• основание;

• развернутая форма записи числа;

• свернутая форма записи числа;

• двоичная система счисления;

• восьмеричная система счисления;

• шестнадцатеричная система счисления.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Системы счисления”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Преобразование десятичного числа в другую систему счисления” (135050);

2) анимация “Арифметические операции в позиционных системах счисления” (128623);

3) анимация “Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16” (135020);

4) анимация “Схема Горнера” (134855).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) проверка изученного материала по вопросам к § 1.1;

2) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;

4) заслушивание краткого сообщения о методе разностей и алгоритме выполнения № 45 в РТ (если есть ученик, выполнивший это задание).

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”.

После краткого рассмотрения вопросов, связанных с восьмеричной системой счисления, можно предложить ученикам в течение 5-7 минут самостоятельно выполнить № 42 в РТ.

В процессе изложения материала рекомендуется начать выполнение заданий № 50, 51, 57 в РТ.

Домашнее задание

§ 1.1 (пункты 3, 4), вопросы и задания № 13, 14 к параграфу; закончить решение № 50, 51, 57 в РТ; выполнить № 43, 35 в РТ.

Дополнительное задание: познакомиться с анимациями “Схема Горнера” и/или “Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в рабочей тетради

№ 42

№ 43

№ 50

25610 = 4008; 40010 = 6208.

123410 = 23128; 201210 = 37348.

№ 51

25610 = 10016; 40010= 19016.

123410 = 4D216; 201210 = 7DC16.

№ 57

+

0

1

2

3

4

5

6

7


x

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7


0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

6

7

10


1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

2

3

4

5

6

7

10

11


2

0

2

4

6

10

12

14

16

3

3

4

5

6

7

10

11

12


3

0

3

6

11

14

17

22

25

4

4

5

6

7

10

11

12

13


4

0

4

10

14

20

24

30

34

5

5

6

7

10

11

12

13

14


5

0

5

12

17

24

31

36

43

6

6

7

10

11

12

13

14

15


6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

7

10

11

12

13

14

15

16


7

0

7

16

25

34

43

52

61






Для любых предложений по сайту: [email protected]