Построение таблиц истинности для логических выражений - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Построение таблиц истинности для логических выражений - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представление о таблице истинности для логического выражения;

метапредметные — навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) проверка знания основных логических операций;

2) закрепление навыков формализации логических выражений;

3) рассмотрение алгоритма построения таблиц истинности;

4) отработка навыков построения таблиц истинности для логических выражений.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• логическая переменная;

• логическое значение;

• логическая операция;

• конъюнкция;

• дизъюнкция;

• отрицание;

• таблица истинности.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Элементы алгебры логики”.

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

1) информационный модуль “Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке”;

2) практический модуль “Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке”;

3) контрольный модуль “Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке”.

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;

2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;

3) экспресс-проверка (в течение 5 минут) у учеников знания основных логических операций — соответствующие таблицы истинности ученики записывают на листочках и сдают их учителю.

Далее рекомендуется проработать информационный и практический модули ФЦИОР “Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке”; выполнить № 6, 7 и 11 к параграфу.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Элементы алгебры логики”, в процессе изложения материала выполняется задание № 8 к параграфу 1.3.

Домашнее задание

§ 1.3 (пункт 3); задание № 10 к параграфу; задание № 83 в РТ.

Дополнительное задание: работа с практическим модулем ФЦИОР “Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 6

6) Ане не нравятся уроки математики или Ане не нравятся уроки химии.

7) Неверно, что Ане нравятся уроки математики и химии.

8) Неверно, что Ане нравятся уроки математики или химии.

9) Неверно, что Ане нравятся уроки математики и не нравятся уроки химии.

№ 7. Так как по запросу сомики&гуппи найдено 0 сайтов, то с помощью кругов Эйлера условие задачи можно представить так:

Чтобы найти количество сайтов, соответствующих запросу сомики|меченосцы|гуппи, к количеству элементов множества сомики (250) добавим количество элементов множества меченосцы без сомиков (200 - 20), а также гуппи без меченосцев (500 - 10). Получаем: 250 + 180 + 490 = 920.

№ 8

1)

А

В

AvB

B&(AvB)

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

2)

А

В

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

3)

А

В

C

AvBvC

AvBvC

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

4)

А

В

С

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

№ 10. А = 23 = 101112; В = 19 = 100112; С = 26 = 110102.

А

В

С

(AvB)&C

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

100102 = 1810.

Ответ: 100102 = 1810.

№ 11. 1) 1; 2) 1; 3) 0; 4) 1; 5) 1; 6) 1; 7) 0; 8) 1; 9) 1; 10) 1.

Задания в рабочей тетради

№ 83

а)

А

В

А&В

AvA&B

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

1

1

1

б)

А

В

AvB

A&(AvB)

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

в)

А

В

А&В

¬А

¬А&В

А&Вv¬А&В

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

г)

А

В

AvB

¬А

¬AvB

(AvB)&(¬AvB)

0

0

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

д)

А

В

С

AvBvC

B&(AvBvC)

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

е)

А

В

С

А&В

A&BvC

¬(A&BvC)

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

0






Для любых предложений по сайту: [email protected]