Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Способы записи алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — знание различных способов записи алгоритмов;
• метапредметные — умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление понятий “алгоритм”, “исполнитель”, “свойства алгоритма”;
2) рассмотрение словесных способов записи алгоритмов;
3) рассмотрение графического способа записи алгоритмов с помощью блок-схем;
4) формирование общих представлений об алгоритмических языках.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• словесное описание;
• построчная запись;
• блок-схема;
• школьный алгоритмический язык.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Способы записи алгоритмов”.
Свободное программное обеспечение:
1) система КуМир — Комплект учебных миров (http://www.niisi.ru/kumir/);
2) редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).
Особенности изложения содержания темы урока
После проверки домашнего задания ученикам можно предложить обсудить следующие ситуации:
Задание 1 (базовый уровень). Человек находится в лабиринте и начинает двигаться в направлении, указанном стрелкой, согласно следующему предписанию: идти шаг за шагом, не отрывая руки от правой стены; шагать, пока не выйдешь из лабиринта.
Почему данное предписание нельзя считать алгоритмом выхода из лабиринта? Какое свойство алгоритма здесь нарушено?
1) Определенность
2) Понятность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 3.
Задание 2 (базовый уровень). Исполнитель Вычислитель выполняет следующую последовательность действий:
1) переменной s присвоить значение 0;
2) переменной i присвоить значение 1;
3) если i > 10, то перейти к выполнению п. 6; иначе выполнить п. 4;
4) увеличить значение переменной s на i;
5) увеличить значение переменной i на 1;
6) сообщить значение s.
Каким свойством не обладает данная последовательность действий?
1) Дискретность
2) Определенность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 4.
Задание 3 (базовый уровень). Исполнитель Вычислитель работает с числами, записанными на доске. Он может:
• подсчитывать количество чисел на доске;
• сравнивать количество имеющихся на доске чисел с 1;
• находить сумму любых двух чисел, стирать с доски эти числа, увеличивать эту сумму на 1 и записывать на доске полученный результат.
Пока на доске более одного числа, Вычислитель стирает любые два из них и вместо них записывает их сумму, увеличенную на единицу. Каким свойством не обладает последовательность действий, совершаемая исполнителем?
1) Определенность
2) Понятность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 1.
При изложении нового материала особое внимание уделяется правилам построения блок-схем. Можно продемонстрировать ученикам работу редактора блок-схем и в дальнейшем активно его использовать.
Домашнее задание
§ 2.2; вопросы и задания № 1-8 к параграфу, № 103 в РТ.
Дополнительное задание: № 9 к параграфу.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 4. См. комментарий к № 111 в РТ.
№ 5. См. комментарий к № 112 в РТ.
№ 6. См. комментарий к № 113 в РТ.
№ 8
Задания в рабочей тетради
№ 111. Для сложения двух обыкновенных дробей а/b и c/d нужно привести их к общему знаменателю b ∙ d, для чего числитель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби, а числитель второй дроби умножить на знаменатель первой дроби, т. е. а ∙ d, с ∙ b. Полученные результаты сложить (а ∙ d + b ∙ с) и считать числителем результата. Знаменателем результата считать b ∙ d.
№ 112. Алгоритм взвешиваний:
1) сравнить по весу первую пару арбузов,
2) сравнить по весу вторую пару арбузов;
3) сравнить более тяжелый арбуз из первой пары с более тяжелым арбузом из второй пары — это позволит найти самый тяжелый арбуз;
4) сравнить более легкий арбуз из первой пары с более легким арбузом из второй пары — это позволит найти самый легкий арбуз;
5) сравнить два оставшихся арбуза — в зависимости от результатов взвешивания они получат 2-е и 3-е места.
№ 113
№ 114