Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления об алгоритмической конструкции “цикл”, о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщить представления об алгоритмической конструкции “цикл”;

2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;

3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;

4) получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• алгоритм;

• повторение;

• циклический алгоритм (цикл);

• тело цикла.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Повторение”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) программа “Конструктор алгоритмов” (127435);

2) демонстрация к лекции на тему “Циклические алгоритмы” (126789);

3) модуль для коллективной работы “Циклические алгоритмы с предусловием” (217033).

Свободное программное обеспечение:

• редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).

Особенности изложения содержания темы урока

По ходу изложения нового материала решается множество задач в рабочей тетради или из учебника.

Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” или программы “Редактор блок-схем”.

Домашнее задание

§ 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 24-30 к параграфу.

Дополнительное задание: работа с модулем “Циклические алгоритмы с предусловием”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 25. Задание желательно выполнять в среде КуМир.

№ 26. Следует обсудить с учениками, почему правильным ответом для этой задачи является не значение g, а значение g – 1.

№ 27. Следует обратить внимание учеников на то, что формально в этой задаче мы выходим из цикла, как только s ≥ 324. В случае рассматриваемой последовательности чисел мы выйдем из цикла при s = 324, но с другими последовательностями и (или) с другими значениями сумм этот алгоритм может не сработать так “красиво”.

№ 28. Это один из важнейших алгоритмов, сущность которого должны понять ученики 8 класса. Мы исходим из того, что натуральные числа — это числа, используемые для подсчета предметов; натуральный ряд: 1, 2, ... ; произвольное натуральное число может быть однозначным (1 цифра), двузначным (2 цифры), трехзначным (3 цифры) и т. д. При этом первая цифра натурального числа всегда отлична от 0.

Суть алгоритма сводится к тому, что мы убеждаемся в том, что целое х > 0 (т. е. число натуральное) и, следовательно, в нем есть хотя бы одна цифра (k := k + 1). Затем мы “укорачиваем” исходное число на одну цифру справа и присваиваем новое значение переменной х (х := х div 10). Если новое значение х > 0, то тело цикла повторяется еще раз.

№ 29

№ 30

Задания в рабочей тетради

№ 148

№ 149

№ 150. Желательно выполнять задание в среде КуМир. Обращаем внимание, что к конечному положению Робота условия не предъявляются.

№ 151

a)

x

y

x

y

15

5

12

4

3

3

3

2

1

1

1

0

1

-1



б)

x

y

x

y

3

16

9

5

8

13

7

9

13

10

12

6

11

14

10

10

16

11

15

7



13

11



11

15



16

12

в)

x

y

x

y

-3

-2

-1

4

-2

-1

0

2

-1

-0,5

-5

5

0

-0,25



-5

2,75















№ 152

а)

d

k

k ≤ 30

1

12

да

2

16-17

да

3

21-22

да

4

28-29

да

5

35-36

нет

6



Ответ: Через 5 дней.

б)

z

x

y

Условие

0

5

4

4 > 0 (Да)

5


3

3 > 0 (Да)

10


2

2 > 0 (Да)

15


1

1 > 0 (Да)

20


0

0 > 0 (Нет)






Для любых предложений по сайту: [email protected]