Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления об алгоритмической конструкции “цикл”, о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
• метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции “цикл”;
2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;
3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• повторение;
• циклический алгоритм (цикл);
• тело цикла.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Повторение”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) программа “Конструктор алгоритмов” (127435);
2) демонстрация к лекции на тему “Циклические алгоритмы” (126789);
3) модуль для коллективной работы “Циклические алгоритмы с предусловием” (217033).
Свободное программное обеспечение:
• редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).
Особенности изложения содержания темы урока
По ходу изложения нового материала решается множество задач в рабочей тетради или из учебника.
Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” или программы “Редактор блок-схем”.
Домашнее задание
§ 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 24-30 к параграфу.
Дополнительное задание: работа с модулем “Циклические алгоритмы с предусловием”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 25. Задание желательно выполнять в среде КуМир.
№ 26. Следует обсудить с учениками, почему правильным ответом для этой задачи является не значение g, а значение g – 1.
№ 27. Следует обратить внимание учеников на то, что формально в этой задаче мы выходим из цикла, как только s ≥ 324. В случае рассматриваемой последовательности чисел мы выйдем из цикла при s = 324, но с другими последовательностями и (или) с другими значениями сумм этот алгоритм может не сработать так “красиво”.
№ 28. Это один из важнейших алгоритмов, сущность которого должны понять ученики 8 класса. Мы исходим из того, что натуральные числа — это числа, используемые для подсчета предметов; натуральный ряд: 1, 2, ... ; произвольное натуральное число может быть однозначным (1 цифра), двузначным (2 цифры), трехзначным (3 цифры) и т. д. При этом первая цифра натурального числа всегда отлична от 0.
Суть алгоритма сводится к тому, что мы убеждаемся в том, что целое х > 0 (т. е. число натуральное) и, следовательно, в нем есть хотя бы одна цифра (k := k + 1). Затем мы “укорачиваем” исходное число на одну цифру справа и присваиваем новое значение переменной х (х := х div 10). Если новое значение х > 0, то тело цикла повторяется еще раз.
№ 29
№ 30
Задания в рабочей тетради
№ 148
№ 149
№ 150. Желательно выполнять задание в среде КуМир. Обращаем внимание, что к конечному положению Робота условия не предъявляются.
№ 151
a)
x |
y |
x |
y |
15 |
5 |
12 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
-1 |
б)
x |
y |
x |
y |
3 |
16 |
9 |
5 |
8 |
13 |
7 |
9 |
13 |
10 |
12 |
6 |
11 |
14 |
10 |
10 |
16 |
11 |
15 |
7 |
13 |
11 |
||
11 |
15 |
||
16 |
12 |
в)
x |
y |
x |
y |
-3 |
-2 |
-1 |
4 |
-2 |
-1 |
0 |
2 |
-1 |
-0,5 |
-5 |
5 |
0 |
-0,25 |
||
-5 |
2,75 |
||
№ 152
а)
d |
k |
k ≤ 30 |
1 |
12 |
да |
2 |
16-17 |
да |
3 |
21-22 |
да |
4 |
28-29 |
да |
5 |
35-36 |
нет |
6 |
Ответ: Через 5 дней.
б)
z |
x |
y |
Условие |
0 |
5 |
4 |
4 > 0 (Да) |
5 |
3 |
3 > 0 (Да) |
|
10 |
2 |
2 > 0 (Да) |
|
15 |
1 |
1 > 0 (Да) |
|
20 |
0 |
0 > 0 (Нет) |