Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления об алгоритмической конструкции “цикл”, о цикле с заданным условием окончания работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
• метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления об алгоритмической конструкции “цикл”;
2) получить навыки записи циклов с заданным условием окончания работы;
3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• повторение;
• циклический алгоритм (цикл);
• тело цикла.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Повторение”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) программа “Конструктор алгоритмов” (127435);
2) модуль для коллективной работы “Циклические алгоритмы с постусловием” (217037).
Свободное программное обеспечение:
• редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).
Особенности изложения содержания темы урока
По ходу изложения нового материала решается множество задач в рабочей тетради или из учебника.
Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” или программы “Редактор блок-схем”.
Домашнее задание
§ 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 31-32 к параграфу.
Дополнительное задание: работа с модулем “Циклические алгоритмы с постусловием”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 31
Шаг алгоритма |
Переменные |
Условия |
|
m = 15 |
n = 1 |
||
1 |
13 |
2 |
13 < 6 (Нет) |
2 |
11 |
4 |
11 < 6 (Нет) |
3 |
9 |
8 |
9 < 6 (Нет) |
4 |
7 |
16 |
7 < 6 (Нет) |
5 |
5 |
32 |
5 < 6 (Да) |
Ответ: 32 и 5.
№ 32
Задания в рабочей тетради
№ 153
№ 154
№ 155
a)
x |
y |
x |
y |
4 |
8 |
15 |
5 |
2 |
4 |
13 |
-10 |
0 |
2 |
||
-2 |
2 |
||
-4 |
4 |
||
-6 |
8 |
||
-8 |
14 |
||
Зацикливание! |
б)
x |
y |
x |
y |
10 |
0 |
8 |
-4 |
8 |
10 |
6 |
4 |
6 |
18 |
4 |
10 |
4 |
24 |
2 |
14 |
2 |
28 |
0 |
16 |
0 |
30 |
||
№ 156
а |
b |
с |
к |
20 |
10 |
11 |
|
21 |
9 |
1 |
|
23 |
7 |
2 |
|
27 |
3 |
3 |
|
35 |
-5 |
4 |
|
Мужик разоряется при 4-м обмене |
|||
а |
b |
с |
к |
20 |
11 |
10 |
|
19 |
12 |
1 |
|
17 |
14 |
2 |
|
13 |
18 |
3 |
|
-5 |
4 |
||
Черт разоряется при 4-м обмене |
|||
а |
b |
с |
к |
20 |
12 |
16 |
|
24 |
8 |
1 |
|
32 |
0 |
2 |
|
Мужик разоряется при 2-м обмене |
|||
а |
b |
с |
к |
20 |
12 |
12 |
|
20 |
12 |
1 |
|
20 |
12 |
2 |
|
20 |
12 |
3 |
|
Обмены длятся бесконечно |
№ 157
а |
b |
с |
n |
100 |
20 |
40 |
0 |
105 |
1 |
||
111,25 |
2 |
||
119 |
3 |
||
Ловить рыбу можно сколь угодно долго |