Алгебра и начала анализа для учащихся 11 класса поурочные планы
познакомить учащихся с решениями некоторых типов иррациональных уравнений; способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений - ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТЕПЕНИ - 1-е полугодие
УРОК № 2
Урок типовых задач
Цепи: познакомить учащихся с решениями некоторых типов иррациональных уравнений; способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений.
Ход урока
I. Устная работа .
1. Какие из следующих уравнений являются иррациональными:

2. Является ли число х0 корнем уравнения:

3. Найти область определения функции:
![]()
II. Решение иррациональных уравнений
Рассмотрим решение некоторых типов иррациональных уравнений.
1. Уравнения, в которых одно или несколько подкоренных выражений точные квадраты.
Решить уравнение ![]()
Решение
Приведём его к виду ![]()
а) если х < -2, то –х – 2 – х + 5 = 10, х = -3,5;
б) если -2 < х < 5, то х + 2 - х + 5 = 10, 7 = 10. Однако, 7 ≠ 10, следовательно, решений нет;
в) если х > 5, то х + 2 + х - 5 = 10, х = 6,5.
Ответ: х = -3,5 и х = 6,5.
2. Уравнения, содержащие несколько квадратных радикалов.
Пример I. Решить уравнение ![]()
Решение
Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:
откуда найдём

Пример 2. Решить уравнение ![]()
Решение
Допустимые значения неизвестного удовлетворяют условиям

Уединяя один из радикалов и возводя обе части уравнения в квадрат, получаем: ![]()
Снова возводим обе части в квадрат:
![]()
Число х1 = 2/11 не принадлежит области определения данного уравнения, поэтому не может быть его корнем. Число х2 = 2 принадлежит ОДЗ, проверкой убеждаемся, что х = 2 является корнем уравнения. Ответ: х = 2.
3. Уравнения, содержащие корни третьей степени.
Пример 1. Решить уравнение ![]()
Указание. Решение примера 6 на стр. 208 учебника.
Пример 2. Решить уравнение ![]()
Решение
Воспользуемся формулой куба разности двух чисел ![]()
Возведя обе части данного уравнения в куб, получим уравнение
равносильное данному. Допустим, что данное уравнение имеет решение, заменим второй множитель на 1, получим уравнение

Проверкой убеждаемся, что это корни уравнения.
Ответ: х1 = -109; х2 = 80.
4. Иррациональные уравнения, решаемые способом замены.
Пример 1. Решить уравнение ![]()
Решение
Обозначим
Получим
то х = 1 или
не имеет корней, т. к. ![]()
Пример 2. Решить уравнение ![]()
Решение
Введём новую переменную у = x2 + х. Тогда получим уравнение
область определения которого задаётся условиями ![]()
Возведя обе части этого уравнения в квадрат, имеем:

Значение y = -5 не входит в область определения уравнения. Значит, ![]()
Пример 3*. Решить уравнение 
Решение
ОДЗ: х ≠ 1, х ≠ 0. Обозначим
или ![]()
Тогда: 
Ответ: ![]()
III. Итоги урока
IV. Домашнее задание: п. 33; решить № 420, 423 (а; б), № 424 (а; б), № 425 (а; б).