Поурочные разработки по алгебре для 8 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Деление дробей - ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЧАСТНОЕ ДРОБЕЙ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ
Цель: изучить деление дробей.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (тест).
Вариант 1
1. Выполните умножение ![]()
Ответы: ![]()
2. Умножьте дроби ![]()
Ответы: ![]()
3. Упростите выражение 
Ответы: ![]()
Вариант 2
1. Выполните умножение ![]()
Ответы: ![]()
2. Умножьте дроби ![]()
Ответы: ![]()
3. Упростите выражение ![]()
Ответы: ![]()
III. Изучение нового материала (основные понятия)
При делении обыкновенных дробей операцию деления заменяют операцией умножения. При этом первую дробь умножают на дробь, обратную второй. Например
Таким же образом можно делить и рациональные дроби, т. е.
Докажем это равенство для любых допустимых значений переменных, т. е. для b ≠ 0, c ≠ 0 и d ≠ 0. Для этого надо доказать, что произведение выражения
и дроби c/d равно дроби a/b. Проверим это. Получаем:
Из равенства
по определению частного имеем: ![]()
Из полученного тождества следует правило деления дробей: чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.
Используя правило деления дробей и правило умножения дробей, получим: ![]()
Пример 1
Разделим дробь
на дробь ![]()
Используя правило деления дробей, получим: 
Пример 2
Разделим дробь
на дробь ![]()
Воспользуемся правилом деления дробей. Имеем: ![]()
![]()
Пример 3
Разделим многочлен а – 2b на дробь ![]()
При делении многочлена на дробь (или наоборот), как и ранее, записывают многочлен в виде дроби со знаменателем 1 и используют правило деления дробей. Имеем: (a - 2b): ![]()
![]()
Заметим, что на двух последних занятиях были использованы свойства степеней. Поэтому напомним эти свойства:
1.
(при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются, а основание остается прежним).
2.
(при делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остается прежним).
3.
(при возведении степени в степень показатели степеней умножаются, а основание остается прежним).
4.
(при возведении в степень произведения чисел в эту степень возводится каждый множитель и результаты перемножаются).
5.
(при возведении в степень дроби в эту степень возводится числитель и знаменатель дроби и результаты делятся).
IV. Контрольные вопросы
1. Как делятся рациональные дроби?
2. Докажите правило деления дробей.
V. Задание на уроке
№ 131 (а, д); 132 (а, в); 134 (а, б); 136 (а, в, д); 138 (а, б, д); 139 (a); 140 (а, в); 141 (а).
VI. Задание на дом
№ 131 (б, е); 132 (б, г); 133 (г); 134 (в, г); 135 (а, г); 136 (б, г, е); 137 (г, е); 139 (б); 140 (б, г); 141 (в).
VII. Подведение итогов урока