Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока-практикума: повторить термины «органы чувств», «признаки предметов»; определить признаки предметов с помощью органов чувств; обеспечить развитие умений проводить несложные наблюдения и ставить опыты проведения простейшей классификации изученных объектов природы.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какие органы чувств помогают нам определять предметы по их признакам. Дети должны назвать все пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Учитель сообщает школьникам, что сегодня у них не будет урока, потому что надо срочно провести опыты. Внимание детей обращается на разворот учебника по теме «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»: предлагается рассмотреть центральный рисунок и рассказать, что делают Маша и Миша. Отмечается, что Маша проводит опыт: пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы — а Миша наблюдает. Далее рассматриваются рисунки слева и справа от центрального рисунка. На них изображены предметы, с которыми учащиеся будут работать в ходе проведения опытов. Учитель обращает внимание на значок «работа в парах» около каждого рисунка. Это значит, что подобную работу на уроке дети будут делать не в одиночку, а в парах (как Маша и Миша). Так как этот вид работы вводится впервые, необходимо объяснить детям основные правила проведения опытов.

1. Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.

2. Опыт проводится детьми по очереди: первым экспериментирует тот, кто сидит ближе к двери классной комнаты, а другой наблюдает, во время второго опыта учащиеся меняются ролями.

3. После выполнения задания ученики молча берутся за руки и поднимают их вверх, показывая этим, что работа завершена. По разрешению учителя они подходят к столу и производят замену «лабораторного» оборудования (дети любят, когда звучат «серьезные» научные термины).

Для проведения урока необходимо подготовить материал.

ДЛЯ ПЕРВОГО опыта готовится несколько непрозрачных мешочков или коробки из-под обуви, где сделано отверстие для детской руки. В мешочки (коробочки) помещается набор предметов, которые ученики будут определять на ощупь. Это могут быть: счетные палочки, ключик, колечко, шишка, катушка ниток, круглый шарик и др. Если класс небольшой, то каждой паре можно подготовить свой набор предметов.

ДЛЯ ВТОРОГО опыта понадобятся стаканчики с холодной и теплой водой (ни в коем случае не с горячей!). Они стоят на подносе на учительском столе.

ДЛЯ ТРЕТЬЕГО опыта нужны тарелочки с семенами злаков (овес, пшено, рис, пшеница).

ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО опыта понадобятся пакетики с чаем (мятным, лимонным, земляничным). В качестве раздаточного материала можно использовать и пакетики с листьями смородины, укропа, мяты, дольками чеснока, зернами кофе.

ДЛЯ ПЯТОГО опыта используют одноразовые стаканчики с различными соками (яблочным, томатным, морковным). Можно использовать минеральную воду, зеленый чай.

ДЛЯ ШЕСТОГО опыта нужно приготовить чисто вымытые баночки с крупной солью, сахарным песком, крахмалом, мукой, маленькие разовые ложечки и тарелочки.

Когда все задания будут выполнены, приступаем к обсуждению результатов проведенных опытов в следующей последовательности.

Ученики рассказывают, как они выполнили первый, второй и третий опыты и что обнаружили. Учитель подводит итоги: «Мы не видели предметов, но узнали их кончиками пальцев; мы не знали, в каком стакане холодная вода, пока не ощутили кожей рук, что один стакан теплый, а другой холодный. Мы не видели семян проса, но смогли их узнать — осязать кончиками пальцев. Кожа человека — это его орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим». (Прозвучал новый термин «орган осязания». Учитель не будет требовать от детей, чтобы они использовали этот термин, но постепенно этот термин будет усвоен детьми.)

Далее обсуждаются пятый и шестой опыты. Шестой опыт интересен тем, что для определения веществ надо привлечь уже два органа чувств. Так, например, муку и крахмал от сахара и соли можно отличить с завязанными глазами на ощупь, а сахарный песок от крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по вкусу. Затем дети рассказывают о ходе проведения пятого опыта, и какие напитки им удалось определить. Делается вывод, что язык — орган вкуса. (Обращаем внимание учителя на то, что и в этом случае не надо требовать от детей знания этого термина. Достаточно того, что дети скажут, что «мы определяем вкус с помощью языка».)

Подводя итоги четвертого опыта, школьники рассказывают о предметах, которые им удалось узнать по запаху. Делается вывод: нос — орган обоняния.

Поскольку дети выполняли задания стоя и постоянно подходили к столу учителя, можно переходить к выполнению очередного задания без динамической паузы. Выполняется задание 5 из Тетради для самостоятельной работы: «Отметь галочкой рисунки, где изображены те предметы, которые ты можешь узнать в темноте, не дотрагиваясь до них. Расскажи случай, когда ты узнал(а) что-то или кого-то в темноте».

Это задание позволяет выяснить значимость обоняния и слуха в жизни человека. В своих рассказах дети могут отметить, что они не видят, но знают, что мама варит варенье, в темноте по голосу узнают маму, по мяуканью — кошку и т. д.

ДМ. Можно провести игру: дети закрывают глаза и пытаются определить источник звука (учитель открывает и закрывает дверь, хлопает в ладоши, переливает воду из стаканчика в стаканчик, стучит ложкой о стенки стакана и т. п.).

Обобщая материал урока, учитель вновь обращает внимание на разворот в учебном пособии. Дети рассматривают рисунки органов чувств, а учитель еще раз говорит об их функциях (глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния, язык — орган вкуса, кожа — орган осязания). Органы чувств — верные помощники человека. Они помогают ему видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, ощущать холод, прикосновение, боль.

В заключение урока выполняются задания 6—7 из Тетради для самостоятельной работы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]