Животные — часть природы. Насекомые — часть природы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Животные — часть природы. Насекомые — часть природы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: уточнить детские представления о животных (дети впервые услышат, что к животным относятся не только звери, рыбы и птицы, но и бабочка, и стрекоза); познакомить с признаками живых организмов и выявить существенные признаки насекомых; осуществить анализ объектов в целях выделения в них существенных признаков.

Начать урок можно с работы по развороту учебника на с. 12—13. Дети с высоты вертолета рассматривают двор семьи Ивановых и отвечают на вопросы: что они видят? Всё ли, что они видят, сделано человеком? Называют животных, которых они «видят» с вертолета и отвечают на вопрос, какие признаки помогли определить домашних животных, которых с вертолета они хорошо видят. (По рогам и копытам дети определяют животных, которые «спрятались» за забором, поэтому учитель, оставшийся на земле, их не видит.) Школьники называют признаки, по которым учитель все же мог узнать свинью (копытца и хвостик), гуся (лапки), козу (ноги, рожки). Подводим итоги: с вертолета мы видим домашних животных семьи Ивановых: корову, Жучку, козу, свинью, кур, гуся, а также птицу, которая сидит на ветке дерева. Можно разобрать с детьми отличительные признаки зверей (голова, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть).

Далее учитель может попросить детей назвать только тех животных, которых называют птицами, и рассказать об их отличительных признаках (клюв, крылья, две ноги, перьевой покров).

Работа с рисунком переднего плана: Миша под наблюдением мамы плывет под водой. Дети, рассматривая рисунок, отвечают на вопрос: почему мама настаивает на том, чтобы Миша надел маску? Важно подвести детей к ответу о том, что ребенок, как и рыбка, должен под водой дышать (основная цель иллюстрации показать «дыхание» — один из основных признаков, отличающих объекты живой природы от неживой).

Особое место на этом уроке занимает разговор о насекомых. На этом этапе урока мы еще не знакомим детей с отличительными признаками этой группы животных. Важно другое. Дети сами должны прийти к выводу, что насекомые — животные, так как обладают всеми признаками живой природы.

Отличительные признаки животных разбираем с помощью иллюстрации «яйцо — цыпленок — курица». На примере жизни цыпленка ведем с детьми серьезный разговор об отличительных признаках животного мира: животные рождаются, дышат, питаются, растут, передвигаются, оставляют потомство. Можно задать детям вопрос: а могут ли они то же самое сказать о рыбках, о зверях (кошке, собаке, корове)... о бабочке, стрекозе? Как, разве и бабочка, и стрекоза питаются, передвигаются, растут, дышат, оставляют потомство? А если так, то и они — животные.

ДМ. «Загадки о животных». Можно попросить детей выйти к классной доске. Каждый задумывает какое-либо животное и показывает его с помощью пантомимы. Одноклассники отгадывают загадку и громко аплодируют «артисту».

После динамического момента выполняется задание 12 из Тетради для самостоятельной работы. Дети отмечают цветной точкой изделия и раскрашивают рисунки животных, парных изделиям, — рисунки гусеницы, бабочки, божьей коровки, муравьев. Устно еще раз проговариваем, что это животные, так как все они обладают признаками животных.

Следующий этап урока — выяснение существенных признаков насекомых. Ученики рассматривают рисунки разворота учебника «Насекомые — часть живой природы» (с. 16—17) и отвечают на вопрос: а как можно узнать насекомых? Сначала советуем детям внимательно рассмотреть насекомых на общем рисунке. Затем разглядываем пчелу на отдельном рисунке и считаем, сколько у нее ножек (6) и сколько частей тела (3 — голова, грудь, брюшко). Заметим кстати, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, состоит из отдельных сегментов и насечек (своеобразный «скелет» насекомого).

После того как школьники разберутся в отличительных чертах насекомых, нужно спросить: как вы думаете, а паук — это насекомое? Ответить поможет рисунок-подсказка в учебном пособии, на котором указаны части тела паука. Делается вывод: паук не относится к насекомым, потому что у него восемь ног (у насекомых шесть) и два отдела тела (головогрудь и брюшко), а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело. Внимание учеников обращается на то, что и птиц, и зверей, и рыб, и насекомых, и пауков относят к животным, но паук не насекомое.

Подводя итоги сказанному на уроке, учитель читает рассказы из хрестоматии: «Как узнать насекомых», «Знакомься, это животные!».

После чтения отвечаем на вопросы: можно ли назвать дождевого червя животным? Почему дождевого червя так назвали? (Эти черви во время дождя выползают на поверхность земли, так как им становится трудно дышать из-за недостатка воздуха в мокрой земле. Мы их, как правило, видим только во время дождя.)

Если на уроке останется время, целесообразно закрепить изученное, выполнив задание 9 в Тетради для самостоятельной работы. Если не хватит времени на раскрашивание рисунков, можно выполнение это задания перенести на урок изобразительного искусства.






Для любых предложений по сайту: [email protected]