Про больших и маленьких - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Про больших и маленьких - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных; выяснить, как животные заботятся о своем потомстве (на примере поведения птиц и млекопитающих); ознакомить с термином «млекопитающие» животные; продолжить формирование навыка устного рассказа по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока.

Учитель сообщает учащимся тему урока, предлагает открыть разворот учебника «Про больших и маленьких», рассмотреть центральный рисунок и рассказать, у каких животных весной появляются малыши, и назвать их. (Школьники называют: кабан и поросята, медведь и медвежата, утка и утята, заяц и зайчата, белка и бельчата, птица и птенцы, лягушка и головастик.) Далее предлагается рассмотреть рисунки левой полосы разворота и ответить на вопрос, все ли они похожи на своих родителей. (Нет, например, головастики лягушек не похожи на взрослую лягушку.) Учитель зачитывает рассказ «Чудесное превращение» из хрестоматии и предлагает учащимся, используя рисунки, пересказать услышанное. Далее можно познакомить детей с единственной в наших краях лягушкой, у которой самцы заботятся о подрастающих малышах. (См. рассказ в хрестоматии «Заботятся ли лягушки о своем потомстве?».)

Следующий вопрос для обсуждения: похожи ли птенцы на своих родителей? Только что появившиеся на свет птенцы на своих родителей мало похожи. Дети из жизненных наблюдений знают, что цыпленок мало похож на свою маму — курицу, а утенок — на утку. И хотя утята сначала не умеют плавать, они не так беспомощны, как птенцы, например, ласточки, воробья или синички. Они вылупляются из яиц слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, они не умеют летать. Как же родители заботятся о птенцах? Учащимся предлагается ответить на вопрос, используя рисунки правой полосы левого разворота учебника. Отмечается, что взрослые птицы высиживают яйца в гнездах, а когда появляются птенцы, то приносят им корм, согревают своим телом, охраняют от врагов. Подробнее об этом ученики узнают из рассказов в хрестоматии («Много ли у птиц весной забот?», «Много ли пищи надо птенцам?», «Почему кукушка птенцов не выкармливает»). Рекомендуем прочитать их с детьми и ответить на поставленные в конце каждого текста вопросы.

ДМ. Дети становятся в круг, ведущий раздает им карточки, в каждой из которых записано начало предложения. Ребенок читает свою карточку и самостоятельно находит концовку предложения. Разрешается совещаться и обменяться карточками. Содержание карточек: У коровы рождается... У кошки появились.... Курица высиживает... У скворца появились... и т. д.

По окончании ДМ решается проблема: а похожи ли у зверей родители и дети? У многих школьников уже есть жизненные наблюдения за новорожденными котятами и щенятами. Они и могут рассказать, что у этих животных малыши по внешнему виду похожи на своих родителей, но они маленькие, беспомощные, нуждаются в защите. А еще у них нет зубов, и они питаются молоком матери (потому зверей еще называют млекопитающими). О том, как заботятся о своих детенышах медведица и ежиха, рассказано в хрестоматии: «Как медведица о медвежатах заботится», «Колючая семейка».


Дополнительная информация

«Новорожденные зайчата, еще не обсохнув, сразу лезут под брюхо матери и сосут молоко. Покормив зайчат, мать не облизывает их, не проявляет никакой другой заботы, а немедленно убегает. Покинутые зайчата, немного обсохнув, поодиночке разбегаются в разные стороны и прячутся. Они лежат затаившись, без движения, даже не пищат. Проходит день, другой. Проголодавшись, зайчата отправляются на поиски корма. Но так как зубы у них еще не выросли, питаться они могут только молоком. К этому времени и у зайчихи снова появляется молоко. Кормит она каждого встречного зайчонка, не разбираясь, свой он или чужой. Зайчонок, насытившись, снова затаивается и сидит в укрытии до нового приступа голода. В течение первых десяти дней зайчонок кормится молоком 3—4 раза, после чего, не встречая кормилицы, вынужден переходить на самостоятельное питание. К этому времени у него вырастают зубы. Почему же зайчиха бросает своих детей? Может, она плохая мать? Нет! У взрослых зайцев потовые и сальные железы расположены на подошвах ног, а туловище запаха не имеет. Хищник, обладающий самым острым обонянием, не может учуять запах сидящего зайца, даже если тот находится близко. У новорожденных зайчат на подошвах лапок отсутствуют сальные железы, и они совсем не пахнут. Лиса может пройти возле зайчонка и не обнаружить по запаху. Если бы зайчиха оставалась с зайчатами, ее следы привели бы хищника к выводку. Оказывается, зайчиха, покидая зайчат в первые минуты их жизни, проявляет о них таким образом заботу».

(Г. Трафимова)






Для любых предложений по сайту: [email protected]