Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Лето пришло - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: обобщить знания учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомить школьников с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами поведения во время игр в летний период; продолжить формирование умений читать дидактические иллюстрации, поиска и выделения информации из разных источников.
Первая часть урока отводится беседе о признаках наступившего лета. Ученики открывают разворот «Лето пришло», читают пословицу: «Май весну завершает, июнь лето начинает», называют летние месяцы, с которыми к этому времени они ознакомлены на уроках математики. Затем, сравнивая центральный рисунок с рисунком левой полосы, перечисляют основные признаки наступления лета: последний лед давно растаял, солнце так нагрело водоем, что можно купаться; птицы весной вили гнезда, а сейчас уже выкармливают птенцов; заяц стал совершенно бурым; из дупла выглядывает подросший бельчонок; все деревья покрыты густой ярко-зеленой листвой; цветут травянистые растения, порхают бабочки. Хорошо, если дети отметят и те признаки наступившего лета, которые нельзя передать с помощью рисунка: длиннее стал световой день, дни жаркие и теплые, летний дождь приносит прохладу, но воздух вновь быстро прогревается, а если и дует ветер, то он не холодный и т. д. Можно поговорить и о том, что летом появляются запахи первых поспевших садовых фруктов, запах летнего дождя, свежего лесного воздуха (запах цветущего поля) и т. д. Появляются и летние звуки: звон ручейка, плеск воды, шум леса на ветру, гром, стрекотание кузнечика, пение птиц.
А как птицы поют? Об этом можно рассказать детям, используя одноименный рассказ Э. Шима.
«У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.
— Вот синица в черной шапочке поет так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!».
— Вот зяблик с пестрыми крылышками засвистел, будто в дудочку: «Тюрли-тюрли-фиу!».
— Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка: «Тр-р-р-р!».
— Эй, жаворонок! Спустись пониже, дай послушать твою песенку! На что она похожа?
— На колокольчик! На колокольчик! На стеклянный звонкий колокольчик, подвешенный к небу на ниточке!».
ДМ. Дети получают задание — подготовить пантомимы на тему «Как я летом помогаю взрослым в поле, на огороде, в саду». Например: сбор ягод с куста; сбор овощей с грядки; прополка сорняков, полив цветов и т.д. Затем все становятся в круг, образуя площадку-сцену. Каждый ребенок показывает свою «заготовку», остальные повторяют их движения. После того как все выступили, идет коллективное обсуждение, какой вид труда показывали дети.
Далее можно дать ученикам задание: составить устное сочинение «Я люблю тебя, лето!», используя слова-помощники на классной доске (левая сторона).
Комментируя детские рассказы, учитель говорит о пользе закаливания, о благотворном влиянии солнечного света и тепла, свежего воздуха и воды на здоровье человека и спрашивает, почему в народе говорят: «Все хорошо в меру»? В ходе беседы ученики должны прийти к выводу, что солнце, воздух и вода могут стать полезными только тогда, когда люди умеют с ними дружить, соблюдая правила безопасности. Советуем прочитать рассказ «Опасные “подарки” летнего солнца» в хрестоматии и обсудить, какой вывод учащиеся сделали для себя? После этого можно обратить внимание на загорающего Мишу и ответить на вопрос: правильно ли Миша принимает солнечную ванну?
Далее обсуждается вопрос о правилах поведения на воде и во время игр.
Задание: открыть еще раз учебник, внимательно рассмотреть на рисунке детей, определить, кто с кем и во что играет. Найти ошибки в их поведении. На рисунке: дети купаются без присмотра взрослых и далеко заплыли; группа детей играет в мяч; один из мальчиков сидит на крутом берегу; около воды дети строят замок из песка.
Затем учитель открывает заранее подготовленный плакат «Правила безопасного поведения у водоемов» и зачитывает их вместе с детьми.
1. Купайся только под присмотром взрослых.
2. Не купайся натощак.
4. После купания насухо вытри тело полотенцем.
5. Не заплывай далеко от берега.
6. Не купайся и не ныряй в незнакомом месте.
7. Не купайся в грязной воде.
8. Не купайся под дождем. При грозе немедленно выходи из воды.
Подвести итог урока можно так: дети становятся в круг и по очереди рассказывают правила поведения на воде во время летнего отдыха.