Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
В лес по ягоды пойдем - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод; научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края; воспитывать бережное отношение к растениям; продолжить формирование умений описывать на основе иллюстраций объекты живой природы.
Учитель приглашает учащихся совершить путешествие в ягодную страну. Ученики открывают учебное пособие, рассматривают рисунки на левой странице, отвечают на вопрос: «знают ли они эти ягоды?» (земляника, черника, малина, брусника, рябина). Далее дети вспоминают, какие ягоды созревают летом в их крае и какие ягоды они собирают. Возможно, в их крае растет голубика и кто-то собирал ее с родителями. Что им об этой ягоде известно? На первый взгляд, голубика похожа на чернику. Но если присмотреться, заметишь, что она не круглая, а овальная, голубовато-сизая, с серым налетом. Раскусишь — мякоть не черная, а зеленоватая, и вкусом на чернику не похожа. Неласковое название придумал ей народ — «дурника». А все из-за ее соседа — багульника. От его дурманящего запаха у сборщиков ягод начинает кружиться голова. А голубика тут ни при чем. Ягода эта полезна.
Еще одна интересная ягода, о которой могут вспомнить дети, — костяника. Если хочешь найти костянику — иди в осиновый лес. Хотя растет она и в других лесах, но в осинниках — настоящее царство костяники. Она получила в народе такое название за крупные косточки в ягодах. Ученые назвали ее — «малина каменистая» за то, что она быстро обживает каменистые россыпи. Костяника — лекарственное растение. Из костяники получается очень вкусный кисель. А когда кисель застывает, получается прозрачное желе.
Являются ли ягоды плодами? В ходе беседы вспоминаем признаки плодов: внутри ягод есть семена, поэтому они являются плодами. А чем полезны ягоды? (Они вкусны, питательны, свежие ягоды хорошо утоляют жажду.) Дополнить ответы поможет рассказ в хрестоматии «Какая целебная сила скрыта в ягодах?». После чтения учитель заслушивает ответы на вопросы, помещенные в конце текста.
ДМ. Дети разбиваются на группы, и каждая группа придумывает рассказ-загадку о какой-нибудь ягоде. Затем в порядке очереди, определенной до этого с помощью считалочки, описывают форму, вкус, цвет ягоды. Остальные группы должны угадать, о какой ягоде идет речь.
Учитель также может предложить детям свои загадки.
— В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение. (Черника.)
— Я расту на болотах. Спелые ягоды — ярко-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем виде, так и в замороженном. Мой сок — отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква.)
— Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушеная в запас от простуды лечит нас. (Малина.)
— Две сестры летом зелены: осенью одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и черная смородина.)
— Куст в колючках, словно еж, а раздвинь колючки — и жемчужины найдешь. (Крыжовник.)
А могут ли ягоды принести человеку вред? Ученики высказывают свое мнение. Далее можно прочесть детям рассказы в хрестоматии «Ландыш» и «Вороний глаз» и попросить детей внимательно рассмотреть рисунки на правой полосе разворота «Несъедобные ягоды». Обсуждается вопрос: растут ли эти растения в нашем крае? Далее решается проблема: если они ядовиты для человека, надо ли их уничтожать? (Конечно нет! Из многих несъедобных ягод делаются лекарства, другими питаются птицы, они им вреда не приносят.)
Затем разговор идет о правилах сбора ягод. Можно провести игру «верно — неверно». Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики заканчивают его словами «верно», «неверно».
1. С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы).
2. Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво).
3. Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4. Собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог.
5. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6. Едим только вымытые ягоды.
После того как дети «отхлопали» ответы, надо проанализировать «противоречивые» утверждения типа «пробуем незнакомые ягоды на вкус, надо же узнать, вкусные они или нет».
Закреплению основного материала урока поможет выполнение задания 35 в Тетради для самостоятельной работы. Ученики раскрашивают рисунки ягод. Обводят красным карандашом те из них, которые опасны для здоровья. Закончить урок можно чтением текста учебника (правая полоса).