С лукошком за грибами - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

С лукошком за грибами - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: уточнить детские представления о грибах, познакомить учащихся со съедобными и ядовитыми грибами, сформулировать правила сбора грибов, продолжить воспитание ответственного отношения к природе; продолжить формирование правил безопасности поведения в лесу.

Ученики смогут сами определить тему очередного урока, если учитель принесет в класс лукошко с грибами (муляжами грибов) и попросит детей назвать эти грибы.

Следующий этап — работа по рисункам в учебнике (правая полоса разворота «С лукошком за грибами»). Ученики называют изображенные съедобные грибы, сравнивают рисунки с муляжами грибов, отвечают на вопрос учебника: «А в вашей местности растут такие грибы?». (Кто-то из ребят обязательно собирал грибы вместе со взрослыми. Хорошо, если они вспомнят свои впечатления и расскажут об этом.)

Ответственная часть урока: «открытие», что гриб не растение. Что же тогда это такое? По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим — к животным. Они образуют особое царство ГРИБЫ. Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствует стебель, лист, цветок. Самая главная часть гриба — это грибница, которая находится в земле. То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, только плодовое тело гриба. Практически на этом уроке идет углубление знаний учащихся о живой природе: есть животные, растения и ГРИБЫ. В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. На рисунке в учебнике учащиеся могут рассмотреть части гриба. В рубрике «Длительное наблюдение» показан опыт, который целесообразно заложить на этом уроке. После пояснения учителя ученики должны самостоятельно прочесть в учебнике правила сбора грибов (правая полоса разворота).

А что знают дети о пользе грибов? В ходе беседы отмечается питательная ценность грибов, польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, польза радостных впечатлений от грибных находок. Учитель может рассказать о целебных свойствах грибов. Например, белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще триста лет назад применяли при обморожениях. А рыжик является рекордсменом по содержанию витамина А.

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на рисунки «Несъедобные грибы» в учебнике. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать школьникам муляжи ядовитых грибов и сопоставить их с рисунками. Зачитывается текст из хрестоматии «Опасный красавец» и «Главная среди поганок».

Затем организуется работа с хрестоматией. Можно разделить учащихся на группы и каждой предложить прочитать один из рассказов «Почему подосиновик — подосиновик?», «Царь грибов», «Почему подберезовик растет под березами?», «Разноцветные сестрички». После чтения учащиеся рассказывают одноклассникам, что нового они узнали.

Далее учащиеся составляют правила сбора грибов по рисункам в учебнике. Нельзя грибы вырывать с грибницей, их срезают ножом у основания ножки или шляпки. Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами. Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти. Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.

После этого учитель просит детей прочесть правила сбора грибов, которые составила Маша, и ответить на вопрос учебника. Однако учитель и сам может объяснить, почему нельзя уничтожать несъедобные и червивые грибы. (Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы — это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым). Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб — это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы.

Выполняется задание в тетради. Из приложения школьники вырезают картинки съедобных и несъедобных грибов, которые растут в их крае, и наклеивают их.


Дополнительный материал

Загадки о грибах

— Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик.)


— А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор.)


— Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он...

(Белый.)


— Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это...

(Сыроежки.)


— Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]