Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Зеленая аптека - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: познакомить учащихся с лекарственными растениями; рассказать о целебной силе растений; обучить правилам сбора целебных трав; воспитывать бережное отношение к зеленым растениям; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
Учитель объявляет тему урока и просит учащихся предположить, о чем пойдет речь? В ходе беседы выясняется, что урок будет посвящен лекарственным растениям. Школьники открывают соответствующий разворот учебного пособия, рассматривают изображенные растения, называют их. Какие из растений знакомы учащимся? А какие лекарственные растения растут в нашем крае? Затем учитель знакомит детей с наиболее распространенными растениями родного края. Для этого он раздает гербарные экземпляры. Дети тщательно изучают растения — их размер, форму листьев, окраску цветков, запах, исследуют (если это возможно без повреждения гербария) их на ощупь.
Учитель сообщает учащимся любопытные факты о тех лекарственных растениях, рисунки которых даны в учебнике. К примеру, пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Отсюда и пошло название растения. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны. Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое «молочко» — ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами (очищает кожу). В г. Самаре есть специальная клиника, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела, помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями. Поэтому растение и получило имя чистотел. У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из многих небольших листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали еще в древние времена. Так воины и лечили себя на поле боя. За это тысячелистник еще называли «солдатской травой». А вот у зверобоя название хотя и грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его животных, а лишь вызывает у них зуд. Но на вредные микробы зверобой воздействует в самом деле губительно. Поэтому из него делают лекарства от самых разных болезней, в том числе и от ожогов. В старину это растение называли «травой от девяноста девяти недугов». Жаропонижающим свойством обладают цветки липы. А вот мать-и-мачеху, которая очень долго считалась лечебной травой, в настоящее время врачи использовать не рекомендуют, так как она вызывает у людей тяжелые заболевания.
Далее ученики рассматривают рисунки на левой полосе разворота и рассказывают, какие из лекарственных растений надо использовать пострадавшему в каждом из случаев. Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка. При простуде помогают цветки липы и цветки календулы (ноготки). К месту укуса насекомых можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога — размятые листики зверобоя.
Учитель должен продемонстрировать детям простые приемы использования свежих лекарственных растений, в целях разъяснения того, что во всех случаях их применения лекарственные травы тщательно промываются. Например, молодые побеги тысячелистника несколько раз моют в кипяченой воде, затем растирают в чистой посуде до получения кашицы. Эту кашицу прикладывают к ранке, ссадине, царапине. Лист подорожника моют с мылом, тщательно споласкивают и только после этого прикладывают к месту укуса насекомых, к ранке.
Далее советуем выполнить задание 37 в Тетради для самостоятельной работы: ученики находят в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеивают их на странице над соответствующими названиями.
Следующая часть урока посвящена ознакомлению с правилами сбора лекарственных растений (см. рисунки левой полосы разворота). Дети рассматривают рисунки и составляют правила сбора целебных трав. Затем читают советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша (чтение текста в учебнике), и сравнивают их со своими.